Казалось бы, еще вчера малыш делал первые шаги, но время летит незаметно, и его уже пора записывать в школу. А чтобы обучение не было для ребенка слишком сложным, стоит подготовиться заранее. Подготовка к школе – это не просто обучение чтению, счету и письму, но еще и развитие внимания, усидчивости, воображения, памяти, логики и мышления.
Проверка готовности к школе
Во многие школы детей принимают на основании собеседования , во время которого проверяется готовность будущего первоклассника к школе. Как же проверяется эта готовность? Методики достаточно разнообразны, но, как правило, все они включают в себя тесты на проверку уровня мышления; задания, позволяющие оценить, насколько внимателен ребенок; проверку базовых знаний.
Оценивают внимательность ребенка, как правило, с помощью тестов «найди отличия». Будущему школьнику предлагают сравнить картинки и объяснить, чем они отличаются друг от друга. Иногда тест на внимательность сочетается с тестом на знание родного языка – ребенку предлагают найти отличия в словах или коротких текстах.
Хорошая ли у дошкольника память, проверяют, показав ему ненадолго картинку, а потом предложив перечислить, какие предметы (буквы, цифры) на ней были изображены. Уровень развития мышления проверяют заданиями, в которых предлагается исключить какой-то лишний элемент или (гораздо реже) дополнить недостающий. Например, ребенку дают карточку, на которой изображены утка, воробей, ворона и слон. Лишним окажется слон, потому что он – животное, остальные же изображения принадлежат птицам. Дошкольник должен уметь обосновать свой выбор. Кроме того, ему могут задать дополнительные вопросы, например, каких еще животных он знает.
Для проверки уровня развития логического и пространственного мышления ребенку могут предложить собрать паззл. Часто предлагаются и задачки «с подвохом». Для оценки уровня развития речи педагоги, возможно, попросят будущего первоклассника пересказать сказку или рассказать о своей семье. Часто предлагается составить рассказ по картинкам или объяснить значение какого-то слова.
Умеющим читать детям часто предлагают прочитать небольшой отрывок. Также могут попросить рассказать стишок и ответить на вопросы, сколько слогов или букв в каком-то слове. Для проверки математических представлений часто просят досчитать от одного до двадцати, а потом – в обратном порядке, от двадцати до одного. Кроме того, ребенок должен ориентироваться в понятиях больше-меньше, длиннее-короче, шире-уже.
Помимо всего прочего, ребенок должен иметь представления о школьных правилах и школьном распорядке, знать, что такое урок, а что такое перемена. Важно, чтобы будущий школьник умел сосредоточиться на задании и понять инструкции педагога.
Подготовка в детском саду
В подготовительной группе детского сада большую часть времени уделяют подготовке к школе, что и отражено в названии таких групп. Детей знакомят с окружающим миром, занимаются с ними рисованием и конструированием, развивают речь и математические представления. В целом, такие занятия позволяют подготовить ребенка к обычной школе – в школах же престижных требования к знаниям детей могут быть выше.
В некоторых детских садах в последний год обучения проводятся задания с педагогами из ближайших школ, которые дают малышам необходимые знания, которые обязательно понадобятся в первом классе. Кроме того, таким образом дети заранее знакомятся со своими будущими учителями.
Психологи в детских садах несколько раз в год оценивают готовность малышей к школе, проводят с ними занятия и при необходимости дают родителям рекомендации, на что следует обратить особое внимание. В отличие от педагогов, психологи оценивают не только знания, но и другие качества, которые необходимы для успешной учебы: усидчивость, способность удерживать внимание, воображение, умение аргументировать свою точку зрения и умение подчиняться правилам.
Подготовка дома
Ребенка обязаны принять в школу даже в том случае, если он не умеет читать и считать. И все же эти умения лучше приобрести до школы. Во-первых, в таком случае учеба будет даваться ребенку намного легче, а значит, он будет относиться к ней с энтузиазмом и не станет бояться трудностей. Во-вторых, будущий первоклассник не будет чувствовать себя изгоем среди детей, которые все необходимые навыки имеют.
Начинать обучение чтению можно уже в три-четыре года, до этого ребенка следует постепенно в игровой форме знакомить с буквами. Не стоит беспокоиться, если малыш, зная все буквы, никак не может сложить их в слова: это умение обязательно придет со временем. Рано или поздно читать научаются все, поэтому следует терпеливо и доброжелательно учить ребенка.
Для обучения счету можно использовать любые предметы. Такие занятия проводятся ненавязчиво, во время игры, во время прогулок, даже во время еды. Очень полезны различные таблицы и развивающие игры, позволяющие научить малыша счету. Хорошо себя зарекомендовали и обучающие компьютерные игры с героями любимых мультфильмов ребенка, но важно помнить, что дошкольникам не рекомендуется проводить у монитора более пятнадцати минут в день. Компьютерные игры ни в коем случае не должны заменять занятия с родителями, основанные на живом общении.
Заниматься с малышом можно самостоятельно, а можно обратиться к специалистам, занимающимся подготовкой к школе. Как ни странно, школьные учителя в такой ситуации – не лучший выбор: дошкольное образование имеет свою специфику. Можно предпочесть как групповые занятия в детских развивающих центрах, так и индивидуальные, когда специалист приезжает на дом. Второй вариант, конечно, дороже, зато внимание педагога на протяжении всего занятия принадлежит исключительно одному ребенку. Занятия обязательно должны проводиться в игровой форме и не содержать элементов насилия, иначе ребенок может заранее возненавидеть школу.
Мария Быкова