Начиная с древних сумок, расшитых бусинами, которые носили духовные лидеры некоторых африканских племен, и до современных творений от-кутюр, сумки были и хранилищами секретов (или, как минимум, просто необходимым вещей), и символами статуса. Из-за этого сумка - особенно женская сумочка - многократно и по-разному интерпретировалась представителями различных направлений психологии, в частности, психоанализа. Кто-то даже предлагал считать содержимое сумочки репрезентаций бессознательного - и правда, сумочка может многое рассказать о своей хозяйке. Впрочем, для большинства женщин гораздо важнее, что думают о сумках дизайнеры, создающие те сумки, которые будут в моде завтра.
История
Хотя само понятие сумочки как предмета гардероба появилось только в середине 19 века, люди использовали различные виды сумок уже очень давно. На египетских фресках можно видеть мужчин, которые носили сумки на поясе, а в библейских текстах Иуда Искариот носил кошелек или сумку с деньгами, на которые жилы апостолы и их Учитель.
В 14 и 15 веках мужчины и женщины в Европе носили небольшие сумки на поясе - поскольку карманов еще не было, в этих сумках носили предметы, которые могли понадобиться в любой момент. Эта сумка являлась, по сути, мешочком, завязывающимся веревкой или кожаным шнурком. Материал, и которого делались такие сумки, зависел от статуса человека и моды.
В 16 и 17 веке женские юбки достигли огромных размеров, а значит, модные ранее небольшие поясные сумки легко могли потеряться в складках ткани. Женщины начали носить небольшие сумочки под юбкой, а для мужчин появились маленькие кожаные сумки, которые носили под модными тогда бриджами. Крестьяне и путешественники носили большие кожаные или матерчатые сумки на длинном ремне, который пересекал туловище по диагонали - их можно увидеть на некоторых картинах Питера Брейгеля.
Кроме того, поскольку в те времена люди не очень тщательно следили за своей гигиеной, многие аристократы носили при себе небольшие сумки или мешочки с ароматными травами или кусками ткани, пропитанными духами.
После Революции пышные юбки становились все менее популярными, а под вошедшими в моду довольно узкими юбками для сумок и мешочков не оставалось места. Их снова стали носить на виду - теперь эти сумочки стали называть ридикюлями.
В 19 веке, несмотря на то, что в одежде широко использовались обычные карманы, женщины продолжали носить сумочки. Более того, они тратили огромное количество времени на вышивание своих сумочек; часто на них вышивались инициалы дамы и ее потенциального мужа. Сумочки носили в руках или крепили их к поясу.
Однако настоящая революция в моде на различные сумки началась со строительством железных дорог. Поскольку женщины становились все более мобильными, производители клади для багажа начали делать не только громоздкие чемоданы, но и небольшие сумки, которые можно было носить в руках - тогда появилось такое понятие, как ручная кладь. Многие из сегодняшних знаменитых производителей сумок начинали карьеру в то время. Например, Тьерри Гермес занимался изготовлением упряжи и седел, прежде чем открыл свою фирму по производству сумок в 1837 году. Луи Виттон в начале 19 века занимался изготовлением чемоданов, а в 1854 году у него был собственный торговый дом, где продавались различные сумки, созданные основанной им компанией. Современные сумки нередко напоминают старые чемоданы своими застежками, заклепками, а иногда и размерами.
ХХ век
В 20 веке мода на сумки развивалась также стремительно, как и все остальное в этом веке. Женщины могли выбирать между маленькими ридикюлями, небольшими кожаными сумками и сумками для шопинга довольно большого размера. После Первой мировой войны появился клатч - небольшая сумочка без ручек, которые женщины носили подмышкой. Найденная в 1923 году гробница Тутанхамона привела к всплеску мода на египетские мотивы, что немедленно отразилось в дизайне сумочек.
К 1930-м годам почти все виды сумок , которые люди используют сегодня, уже были изобретены. Популярный в это время стиль арт-деко вдохновлял дизайнеров использовать такие достижения индустриализации, как пластик и замок-молния.
Вторая мировая война изменила округлые, плавные формы на более жесткие и резкие, свойственные стилю милитари. Сумки стали большие, прямоугольнее и практичнее - они отражали стремление и необходимость женщины быть сильной и самодостаточной. Поскольку молний, зеркал и кожи не хватало, дизайнеры обрались к дереву и новым синтетическим материалам. Появилась плетеная сумка - ее часто детали дома, своими руками. В Великобритании во время войны создавали с таким расчетом, чтобы они подходили к гардеробу, и чтобы в них можно было носить противогаз. Практически во всем мире женщины стали носить сумки на плечах; после окончания войны такие сумки стали атрибутом путешествий, и вернулись в моду лишь в 1970-х годах.
Экономический подъем, начавшийся в 1950-х годах, сделал сумку практически культовым элементов гардероба. Ведущие дома моды вовсю пользовались преимуществами эпохи, когда правильность сочетания цветов, текстур и аксессуаров стала почти моральным стандартом. Маленькая сумочка, ставшая модным атрибутом послевоенной моды, обозначила возвращение женственности, а также - возвращение женщины с фабрики к домашнему очагу.
В 1960-х понятие приемлемого и правильного в одежде быстро расшатывалось. Сумочки на длинных цепочках или ремешках были первым шагом от традиций в сторону комфорта. Затем в моду начали входить сумки из ткани, часто вышитые цветами, символами эры хиппи. К концу 1970-х большие сумки через плечо окончательно воцарились в моде - теперь на них было много молний, карманов и заклепок. Большая удобная сумка снова стала одним из символов борьбы, но теперь не против фашизма, а за равноправие женщин.
В 1980-х годах впервые был поднят вопрос о том, как сумки влияют на здоровье. Это немедленно нашло отклик у модных дизайнеров - они начали создавать сумки, скорее напоминавшие спортивные, чем элегантные женские. Prada выпустила черный нейлоновый рюкзак, который стал первой сумкой в стиле унисекс. Примерно в то же время появилась классическая стеганая сумка от Веры Бредли.
Сегодня модными являются практически любые сумки. По крайней мере, дизайнеры используют самые разнообразные фасоны и материалы - от меха , льна, непромокающих синтетических тканей, до искусственной кожи рептилий. Сумки через плечо, долгое время считавшиеся женским атрибутом, сегодня становятся все более популярными среди мужчин. Возможно, именно демократичность сумок является причиной того, что они на протяжение многих лет остаются неизменным атрибутом гардероба и, судя по всему, если и выйдут из моды, то очень нескоро.