Головные уборы добавляют ноту элегантности, женственности, хорошего вкуса и стиля, а благодаря разнообразию дизайнов и надежному креплению на голове, шапки и шляпы могут носиться на разные случаи, как в повседневной жизни, так и для особого выхода. Еще одно достоинство головных уборов – они способны прекрасно дополнить простую прическу . Их можно носить с распущенными волосами, с косами, с конским хвостом, и в любом варианте образ будет великолепен.
История
Первобытный человек, который жил в пещерах и мог обеспечить свое существование за счет охоты, еще не далеко ушел по своему образу и развитию от обезьян, живших на деревьях. Его волосы были плотные, густые, длинные, и у него еще не было необходимости защищать их чем-то от ветра или дождя. В качестве первой одежды ему служили шкуры животных, которых он убивал для употребления в пищу.
Ему, скорее всего, понадобилось много времени, чтобы задуматься о необходимости головного убора, который мог бы защитить его волосы. В лучшем случае, он мог думать о том, как предотвратить падение волос на глаза. Так что первой предпосылкой к рождению головного убора была, скорее всего, некая «заколка», отводящая волосы ото лба. Позже в некоторых климатических зонах у человека могла возникнуть потребность защитить себя от солнца. Она была реализована с помощью широкого листа или даже нескольких кусков кожи животных, которые были сформированы достаточно грубо, но с тем, чтобы крепиться на голове.
Так мышление человека развивалось на протяжении веков и тысячелетий. Со временем головной убор начал принимать самые неожиданные формы. Например, этруски стали носить на голове предметы, которые не просто защищали их от погодных явлений, но и являлись украшением.
Женщины стали украшать голову шляпами позже мужчин. Очень долгое время они довольствовались ношением прозрачной вуали, которая являлась частью основного костюма.
Затем головные уборы были своеобразным показателем социального статуса, а также военных или религиозных иерархий. Служители церкви носили разные по форме головные уборы, которые были особым образом украшены. Так, например, тиара Папы, которая имеет четкое разделение и две длинные ленты, символизирует Ветхий и Новый Завет, двойной союз с Богом и народом.
С восемнадцатого века мода наблюдает большой рост популярности париков. Мужчины бреют головы и покрывают их длинными париками с вьющимися волосами , на которых сверху сидит треугольная шляпа, украшенная перьями. Женщины носят длинные волосы (иногда заменяя их на парики), на которые они также водружают огромные роскошные шляпы, украшенные перьями, жемчугом и драгоценными камнями. Конец экстравагантности, к примеру, во Франции, положила Великая Французская революция.
В девятнадцатом веке мы видим триумф менее широких, но более высоких головных уборов, без которых ни один человек высокого социального положения не посмел бы выйти на улицу. Различались шляпы для полиции, торговцев, чиновников, первых лиц государства. Бедняки же, в свою очередь, носили простые головные уборы: мужчины - кепки, женщины – платки. В конце девятнадцатого столетия в моду вошли котелки. Соломенные шляпы носились много веков и по всему миру. В Латинской Америке это были широкие сомбреро, защищающие от солнца, в США и Европе они были популярны в девятнадцатом веке, войдя в моду еще в Средневековье. Но сами по себе соломенные шляпки появились еще в Античные времена, и связано это с доступностью материала, из которого они изготовлены.
Двадцатый век стал периодом, когда каждое десятилетие чествовало новые модели шапок и шляпок, пока, наконец, в семидесятые годы люди не сняли свои головные уборы, оставив место безумным прическам, оставляя шапки на холодное время года. Но до этого периода у головных уборов была своя интересная история.
Прекрасная эпоха – начало века
В начале века Париже, Лондоне и Нью-Йорке на высокой прическе возвышалась чуть сдвинутая на лоб маленькая шляпка, преимущественно черная и с вуалеткой.
С 1904 шляпы становятся все более объемными. Примерно в 1910 году шляпы в огромном количестве изобилуют искусственными цветами, лентами атласа, перьями из крыльев и хвостов птиц.
В моду постепенно входят миниатюрные шляпки, которые носятся на голове иначе – отодвигаясь ото лба к затылочной части.
Безумные двадцатые
Шляпка-колокол без полей становится главным головным убором для женщин в двадцатые годы, как для молодых, так и более зрелых. Женщины любили эту шляпку с чистыми линиями, идеально приспособленную к коротким и прямым стрижкам эмансипированных дам. Шляпка-колокол носится очень низко, спускаясь до самых бровей.
Другие модели головных уборов этих лет: берет, маленькая соломенная шляпка, тюрбан, колпак.
Элегантные тридцатые
В течение этого элегантного десятилетия, короткая идеально уложенная прическа и шляпка – необходимые элементы женского образа.
Образ должен был содержать черты утонченности и шика. С костюмом носили фетровые шляпы, близкие к мужским моделям. Для ветреной погоды дамы могли выбирать роскошные широкополые шляпы.
С середины тридцатых общая тенденция в головных уборах уважает минималистичные формы, вдохновленные феской, тирольской шляпой. По-прежнему популярны береты, маленькая круглая шляпки без полей, шапки с отогнутыми краями.
Военные годы (1939-1945)
Вторая Мировая война моментально прерывает течение и развитие моды. Нехватка материалов толкает дизайнеров к созданию оригинальных моделей.
В отсутствие фетра и экзотической соломы для создания головных уборов используется газетная бумага, бечевка, лента, вата, грубое сукно.
С 1942 года вновь в моду входит тюрбан, который сразу же обретает большой успех. Большая часть тюрбанов изготовлена с материалами, которые есть под рукой: бумажные цветы, целлофан и недорогие ткани довоенного времени. Все формы и объемы шапок и шляп успешно сосуществуют, проявляясь вместе в рамках одной модели.