Женский журнал Женский клуб

Главная Мода и стиль История моды Карнавальные костюмы: феерия нарядов и масок - Различные образы
Карнавальные костюмы: феерия нарядов и масок - Различные образы
06.07.2008 06:00

карнавальные костюмыЯркое торжество

«В жизни всегда есть место празднику» - под этим девизом наверняка бы с удовольствием подписались все любители карнавалов, то есть многолюдных празднеств и гуляний со всевозможными костюмированными шествиями, переодеваниями и облачениями в маски. Прообраз карнавалов можно проследить ещё в древнеримской истории - в праздник, посвящённый богу Сатурну, господа переодевались слугами и шутливо прислуживали своим рабам. Однако настоящим карнавалом «запахло» только в средневековой Европе - именно там и тогда, а точнее, в Венеции в XIII веке и появились те народные гуляния, которые получили гордое имя «карнавал».

 

Впрочем, в самом слове «карнавал» как раз и нет ничего гордого - это всего лишь словосочетание «carni, vale», означающее «прощай, мясо». Дело в том, что почти двухнедельные празднества предшествовали Великому посту перед католической Пасхой. В пост, как известно, мясные продукты в пищу не употребляются - отсюда и такое знаковое название того действа, во время которого в последний раз перед 40-дневным воздержанием можно было себе позволить что угодно.

Нужно сказать, венецианцы сполна пользовались этой возможностью. Именно во время карнавала наступало время вседозволенности - бедняки могли запросто общаться на равных со знатью, благо специальные костюмы и разнообразные маски, скрывающие личность человека, предоставляли такой шанс. Венецианский карнавал приобрёл такую громкую и сомнительную славу распущенного и порочного действа, что его несколько раз запрещали, и в конце XVIII века запретили всерьёз и надолго. И только во второй половине прошлого, то есть XX века, началось движение за возрождение карнавала и с 1980 года Венецианский карнавал вновь ежегодно в течение 12 дней парализует город на воде.

Наряды

Во что же были одеты участники средневековых карнавалов и во что стараются одеваться участники карнавалов современных (к слову - арендовать традиционный карнавальный костюм в Венеции будет стоить от 125 евро в день и выше)? Приблизительно до XVI века стандартных карнавальных костюмов не было, все рядились кто во что горазд. Однако затем в карнавал перекочевали костюмы, в которые рядились персонажи уличных театральных представлений, так называемых commedia del arte, ставших в Италии безумно популярными. Каждый костюм стал своеобразным выражением того или иного характера, свидетельствовал о вкусах, пристрастиях и чувстве юмора его хозяина. Итак, познакомимся вкратце с основными персонажами, присутствующими на венецианском карнавале:

Начнём с дамских образов, тем более, что их раз-два и обчёлся. Итак, персонаж по имени Коломбина, сообразительная и очаровательная служанка, обладающая немалой хитростью и житейской смекалкой, облачалась в платье, будто сшитое из множества разноцветных заплат, в белый передник и такого же цвета шляпку. Так же у женщин была возможность обрядиться в хозяйку Коломбины, обычно носящую имя Изабелла, утончённую романтичную натуру, напрочь оторванную от реальной жизни. Наряд Изабеллы обычно составляло самое модное и роскошное из существовавших тогда платьев, но непременно чересчур вычурное и гротескное.

карнавальные костюмыУ мужчин был гораздо более широкий выбор и начинался он, само собой, с двух самых известных персонажей - с Арлекина и Пьеро. Безграмотный акробат и клоун, склонный к мошенничеству и обжорству, Арлекин, как и Коломбина, был одет в разноцветное одеяние, будто по бедности составленное из разношерстных заплат чёрного, красного, зелёного и синего цветов. Неотъемлемыми атрибутами образа Арлекина были палка и зловещего вида маска. Доверчивый, всегда в кого-то безнадёжно влюблённый, чувствительный и преданный Пьеро представал в свободной белой тунике с излишне длинными рукавами, в белом рифлёном воротнике и в шляпе-колпаке.

Помимо этих двух героев у мужчин было ещё несколько персонажей, за личинами которых можно было спрятать своё истинное лицо. Среди них стоит упомянуть несколько, например, Капитана, являющегося наглядным изображением любого отставного вояки, человека жестокого, склонного к вранью о собственных подвигах (а-ля барон Мюнхгаузен) и чрезмерному самомнению. Костюм этого героя всегда представлял собой пародию на военную форму своего времени. Одним из вариантов «капитанского» образа был персонаж Скарамуччо, главным отличием которого было абсолютно чёрное одеяние и чёрная бархатная маска.

Также на карнавал можно было прийти в костюме Пульчинеллы, этакого итальянского Петрушки. Этот персонаж один из немногих в итальянской comedia del arte, чьи личностные характеристики могли меняться в зависимости от желания автора. Внешне Пульчинелла мог быть узнан по светлому свободному одеянию, подозрительно похожему на мешок, по бутафорским горбу и большому животу, а также благодаря маске с носом, подобным птичьему клюву.

Имеется среди палитры костюмов венецианского карнавала и костюм шута, который может быть легко узнан по характерному шутовскому «трёхрогому» колпаку с бубенцами. Сам же костюм мог представлять из себя что угодно - каков спрос с шута? Кроме того, распространёнными являлись костюмы двух престарелых персонажей, купца Панталоне и мнимого мудреца Доктора. Панталоне, понятное дело, был одет в панталоны, тёмно-красный камзол и чёрный плащ с короткими рукавами. А Доктор изображал из себя настоящего магистра, представая в чёрном одеянии средневековых университетских профессоров.

Столь же значимую, как костюмы, если не большую роль в карнавале играют маски, под которыми скрываются участники. Помимо масок, характерных для перечисленных персонажей, распространены были личины, не связанные с героями уличных театральных постановок. Например, весьма распространён тип прекрасных женских масок, объединяемых названием «Венецианская дама». Большой популярностью до сих пор пользуется жутковатая, призванная напугать маска, именуемая «Баута». Есть даже маска изображающая кота - эти животные издавна пользуются в Венеции большим уважением. Ну и, наконец, для консерваторов лучше всего подойдёт нейтральная маска «Вольто» («Гражданин»), представляющая из себя классическую форму человеческого лица.

Места проведения

Современная жизнь карнавала очень разнообразна. Карнавалы устраиваются не только в Венеции, но и по всему миру. Прославились, к примеру, карнавалы на испанском острове Тенерифе и в немецком городе Кёльне. Однако по степени популярности и раскрученности из молодых конкурентов с Венецианским карнавалом может соперничать только бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро. У бразильского карнавала совершенно другая специфика, нежели у его старших европейских собратьев - южноамериканский карнавал это танцы, танцы и ещё раз танцы. Гвоздём программы является дефиле бесчисленных танцевальных школ самбы. И именно самба определяет характер карнавальных костюмов. Каждая танцевальная школа имеет своё специфическое тематическое направление, так называемое enredo, и все атрибуты, в том числе костюмы, должны быть выдержаны в духе главной темы.

Для мужчин на бразильском карнавале костюмов практически не придумано, всё внимание обращено на женщин. По сути, бразильские карнавальные костюмы это не способ спрятаться, скрыть свою личность, а напротив, продемонстрировать женское тело во всём его природном великолепии. Именно на фактически обнажённое тело крепятся всевозможные блёстки, стразы, бусины, бисерная вышивка, ракушки, изделия из стекла и дерева и всё, что может блестеть и привлекать глаз. На голову одевается султан из настолько длинных, пушистых, красочных и роскошных перьев, какие только можно найти. Обильно используется специальная косметика, которой покрывается всё тело. После окончания танцевального дефиле, в ходе которого оцениваются не только мастерство владения самбой, но и красота, оригинальность и дороговизна костюмов, карнавальные одеяния выбрасываются на свалку. Красота требует жертв, и на следующий карнавал необходимо придумать и изготовить новый костюм.

Александр Бабицкий