Эпоха сороковых годов XX века оказалась четко разделенной на две половины Второй мировой войной: первая половина десятилетия прошла под знаком тягот и лишений военных лет, зато вторая ознаменовалась настоящей революцией в моде – едва ли не более значимой, чем революция, когда-то произведенная легендарной Коко Шанель.
Речь идет о знаменитой коллекции New Look, представленной французским кутюрье Кристианом Диором и по сию пору остающейся не только символом новой надежды послевоенной эпохи, но и образцом для подражания, к которому регулярно обращаются многие современные дизайнеры.
Мода Второй мировой войны
Разумеется, в годы Второй мировой войны женщины уже не могли позволить себе тратить состояния на модную одежду – сразу по нескольким причинам. Во-первых, жесточайшая экономия буквально на всем, которой вынуждены были придерживаться все втянутые в военные действия страны, сказалась на повседневной жизни женщин – системой купонов, введенной в ряде стран Европы и США, строго ограничивалось приобретение не только одежды, но даже еды. Более того, в целях экономии материалов и фурнитуры в начале сороковых годов, в самый разгар Второй мировой войны, в США и Великобритании были введены особые законы, ограничивающие творческую свободу дизайнеров – отныне им предписывалось выпускать исключительно практичные модели и экономить на тканях.
Нет ничего удивительного в том, что буквально за пару лет самой распространенной одеждой не только в армии, но и в гражданском обществе стала военная униформа – ее можно было увидеть не только на мужчинах, но и на женщинах. Строгие военные костюмы женщины надевали, даже отправляясь в кинотеатр или ресторан, подчеркивая свою принадлежность к армии и готовность жертвовать всем ради победы.
1 июня 1941 года в Великобритании была введена система купонов, коснувшаяся и одежды. Аналогичная система чуть позднее, в 1942 году, начала действовать и в США. Власти Великобритании, стремясь к экономичному расходованию материалов, ввели запрет на использование «лишних» украшений одежды, пуговиц, карманов и даже ниток! Британским дизайнерам пришлось действовать строго в рамках программы военной экономии, однако даже в столь сложную для модной индустрии эпоху нашлись таланты, сумевшие удовлетворить нужды женщин в стильной одежде . В результате на свет появилась особая «военная» коллекция, куда вошло 34 предмета женской одежды – наиэкономичнейших с точки зрения производства и позже официально одобренных Министерством торговли Великобритании.
Одежда, представленная британскими дизайнерами, следовала общему тренду минимализма, обусловленного военными лишениями: плечи были строгими, квадратными, юбки – короткими, использование тканей – минимальным. Создавая такую одежду, дизайнеры экономили на всем – и даже на пуговицах, число которых было сведено всего лишь к трем. Лишились женские костюмы и платья и манжет.
Новая эра и New Look
12 февраля 1947 года стал знаменательным днем для мира моды: Кристиан Диор представил свою первую коллекцию женской одежды сезона весна-лето 1947 в салоне Christian Dior на авеню Монтень. Что интересно, изначально представленные Диором две линии носили названия «Corolla» и «Eight», а под названием «New Look» вошли в историю благодаря возглавлявшей в то время Harper’s Bazaar Кармел Сноу. Метко и четко описав коллекцию как «новый образ», Сноу, тем самым, стала «крестной матерью» легендарного New Look.
Новые образы, предложенные Кристианом Диором, разительно отличались от строгого минимализма военных лет: пышные, длинные юбки, подчеркнутая грудь, тонкая талия – классический силуэт «песочных часов», доведенный до элегантного максимума.
Разумеется, такое экстравагантное и совершенно неразумное, по мнению большинства, расходование тканей Кристианом Диором привело к настоящему скандалу – власти США и Великобритании раскритиковали непрактичные творения Диора. Однако критика не остановила многочисленных поклонниц New Look: совсем скоро в элегантных платьях из коллекции Диора начали появляться даже королевские особы. Популярность New Look ознаменовала конец эпохи военной экономии – вслед за Диором новому тренду начали следовать и другие европейские дизайнеры.
Татьяна Смирнова