Термин «Викторианская мода» можно применить для определения одежды викторианской эпохи, изобилующей кружевами, оборками, струящимися силуэтами. Фасоны, популярные во времена королевы Виктории, подчеркивали изящество и утонченность этой эпохи, которая считалась вершиной цивилизации, и удаление от всего грубого и дикого в человеческой природе.
«Приличная» одежда покрывала все тело, кроме рук и головы, хотя и они зачастую были покрыты перчатками и шляпами.
Мужская одежда: брюки, пальто, пиджак, кепи для представителей низшего класса, котелок для среднего класса, и цилиндр для тех, кто принадлежал к высшему обществу (иногда цилиндр надевали и представители среднего класса во время официальных мероприятий).
Женская одежда: платья с юбкой, достаточно длинной, чтобы закрывать ноги. Демонстрировать лодыжки, покрытые только чулками, было делом рискованным, в обществе это не одобрялось.
Массовое производство искусственных красителей породило разнообразие цветов в одежде, которого не было раньше.
Домашняя мебель была украшена множеством затейливых деталей. Массовое производство мебели позволяло представителям среднего класса украшать свои дома красивыми вещами.
Вот какие наряды носили в ту эпоху днем:
Возможно, фраза «одежда делает мужчину» появилась именно в викторианскую эпоху. Викторианская одежда в большой степени символизировала то, кем являлся человек, чем он занимался, и какая сумма лежала на его счету в банке.
Для мужчин и женщин
В одежде викторианской эпохи важную роль играл этикет. Хорошим тоном считалось одеваться соответственно возрасту и положению в обществе.
Определенным социальным барометром служил факт владения собственным зонтиком. У богатых были собственные зонты, а менее состоятельные люди брали их напрокат в дождливую погоду.
Викторианский костюм был не полным без трости. Трость могла состоять из нескольких отделений, в которых можно было носить флакон с парфюмом.
Викторианская мода включала в себя очки, но они использовались только для имиджа, а не для коррекции зрения. Часто, если в очках были линзы, их вынимали, и пустая оправа становилась частью наряда.
Хотя ткани для викторианской одежды была промышленного производства, готового платья еще не было. Портные и швеи шили одежду по индивидуальному заказу. Модистки, перчаточники и шляпники помогали завершить образ.
Если средства не позволяли уделять одежде такого внимания, семьи сами шили одежду, или находили поношенную. Бедняки посещали магазины поношенной одежды, которую до них могли носить даже несколько человек, но которая еще была пригодна.
Только для леди
На протяжении викторианской эпохи одежда претерпела значительные изменения. Юбки из прямых сделались широкими, их носили на объемных кринолинах. К концу эпохи кринолины исчезли из поля зрения, и юбки снова стали более узкими, но теперь в них появились турнюры.
Рукава тоже менялись. Узкие рукава уступили место рукавам leg o'mutton, присобранным у плеча, которые оставались модными до конца эпохи королевы Виктории.
Головные уборы представляли собой отдельный стиль. После больших широкополых шляп, украшенных перьями и цветами, вскоре необходимыми стали маленькие шляпки-боннетки. Они выглядели не проще своих предшественниц, и тоже были богато украшены цветами, перьями и кружевами.
То, что оставалось в моде постоянно – это корсет. Фасоны корсетов менялись на протяжении эпохи, но их предназначение оставалось неизменным. Чтобы носить викторианское платье, нужно было туго затягивать талию. Целью молодых девушек было сделать талию как можно более тонкой. Женщинам постарше позволялось шнуровать корсет более свободно.
Во время вечерних выходов в свет можно было оголять одно плечо и верхнюю часть груди. Так одевались только представительницы высшего и среднего класса. Женщины из рабочего класса одевались более скромно. Открывая плечо, женщины накидывали на себя шаль, чтобы укрыться от прохладного ветра.
Такие ткани как атлас, шелк, тяжелый бархат, были нормой для старшего поколения. Более молодые леди из общества, которые подыскивали «хорошую партию», предпочитали легкие ткани. Платья их нежной кисеи, украшенные бантами или цветами, были призваны привлечь взор будущего мужа. Как правило, эти платья надевали всего один или два раза.
Представительницы среднего класса покупали другие наряды, или готовую одежду, с той мыслью, что она прослужит достаточно долго. Иногда одежду перекраивали, чтобы ее могли носить дети.
Вокруг шеи хорошо одетая модница обматывала яркий шелковый шарф , а ее голову украшала шляпка-боннетка с цветами. Тщательно отполированные ботинки гордо выглядывали из-под целого ряда нижних юбок, доходивших длиной до лодыжки.
Хорошо одетый джентльмен
Мужская одежда викторианской эпохи не претерпевала таких радикальных изменений, как женская. Менялась длина пальто, затянутая талия (мужчины тоже носили что-то типа корсета) уступила место более свободному пиджаку, в котором было легче дышать.
Историю мужской моды можно проследить, наблюдая за фасонами брюк. В ранние годы царствования Виктории ноги были закрыты плотно облегающей тканью. Этот фасон скоро сменился более свободным. К концу столетия типичными стали прямые свободные брюки с заутюженными складками спереди и сзади.
Элегантное нарядное пальто, которое носили днем, постепенно уступило место длинному сюртуку, обычно черного цвета . Однако нарядное пальто временами появлялось снова. Официальным вечерним нарядом джентльмена был «белый галстук и фрак», а официальной одеждой в дневное время – фрак.
Игры и езда на велосипеде стали катализаторами перемен в мужской моде викторианской эпохи. К концу 1800-х появились кальсоны, и в дневное время стал приемлем более свободный стиль в одежде. Шахматный рисунок и клетка стали появляться чаще, хотя, в основном, в сельской местности.
Как и женщины, мужчина повязывал вокруг шеи шелковый шарф. На голове у него была плотно сидящая кепка, которая полностью закрывала волосы. Викторианский костюм завершал длинный жилет и брюки, из-под которых виднелись начищенные ботинки.