История причесок корнями уходит в древние века и достаточно интересна и многогранна. А начиналась она, скорее всего, из соображений удобства - как, скажите, разводить огонь или охотиться за тигром, когда волосы лезут в глаза? Конечно, в короткой статье невозможно описать всю эволюцию парикмахерского искусства, но можно попробовать отметить основные черты и мелкими штрихами описать эпохи.
Прическа практически до 20 века могла помочь с определением социального и семейного статуса ее обладательницы или обладателя. Причем, мужским прическам уделялось отнюдь не меньшее внимание, чем женским. Они могли быть даже пышнее и наряднее.
Вторая черта эволюции - это ее цикличность. Многие произведения парикмахерского искусства растаяли бы в глубине веков и не поразили наше воображение, если бы не сопутствующее их веку изобразительное искусство (фрески, картины, скульптуры). А некоторые, наиболее практичные, возвращались в моду через несколько веков.
В Древнем Египте и женщины, и мужчины носили парики из растительных волокон или овечьей шерсти. Высшее сословие надевало парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Чем выше было положение человека, тем длиннее был его (ее) парик. Рабы и простые крестьяне носили небольшие парики или шапочки из грубого холста.
В Древней Греции популярностью пользовались завитые волосы, спадающие локонами. Знаменитый греческий узел (завитые волнами, расчесанные на прямой пробор, низко спущенные на лоб, волосы укладывались узлом на затылке) используется и сейчас в парадных случаях. Короткие стрижки украшались лентой или обручем, лента, к слову, отличала порядочных гречанок от женщин легкого поведения. Узнаваемое украшение того времени - сетка из золоченых шнуров. Прямые не завитые волосы ассоциировались с традицией посыпания пеплом при трауре.
Древние римлянки сначала использовали греческие традиции в прическах, а ближе к закату Империи высокими прическами на веерообразном каркасе.
В Западной Европе речь о женской прическе можно вести с 14-15 веков, когда дамы начали открывать волосы. До этого они мучали себя эпиляцией не меньше, чем мы, только в других местах - замужние модницы периода позднего средневековья выщипывали волосы так, чтобы они нигде не выглядывали из-под чепца.
Законодательницей мод на многие века стала Франция, чуть опаздывая, за ней следовала Россия, особенно после правления Петра.
В эпоху Возрождения вновь в моду входят завитые локоны, высоко заколотые на макушке и ниспадающие на плечи, украшенные вплетенными в них жемчугом и серебром. Мужчины носят прическу, которую в современном мире можно назвать удлиненным каре с челкой.
К 16 веку в моду плотно входят объемные белые парики с забранными наверх волосами, кроме боковых локонов, красиво обрамляющих лицо.
Следующему витку истории причесок поспособствовала фаворитка Короля-Солнце, подхватившая растрепавшиеся во время охоты волосы весьма оригинальным образом - кружевом (история настаивает, что это была подвязка от чулка). Сооружение госпожи Фонтанж так понравилось королю, что его взяли на вооружение все придворные дамы в 1680 году. Фонтанж - высокая прическа, поддерживаемая кружевом и проволочным каркасом, просуществовала до 1713 года, когда на королевском балу в Версале именитая английская герцогиня предстала с гладко зачесанными волосами. Дамы вздохнули с облегчением и последовали новой моде. А до этого не только Фонтанж, а и целые скульптуры на голове выстраивали, чего только стоит знаменитая «прическа с корабликом» (автор остался в истории - Леонар Боляр). Если в волосы вплетались цветы, то, значит, туда же вставлялись и флаконы с водой, чтобы цветы дольше выглядели свежими.
После французской буржуазной революции прически стали проще (неужели так подействовал лозунг: «снявши голову, по волосам не плачут»?), можно было без опаски ходить с распущенными волосами разной длины.
При Наполеоне в моду входят легкие парики с полукруглыми локонами, спадающими на уши, и римские прически с обилием украшений. После поражения Наполеона на некоторое время пальму первенства в парикмахерском деле перехватывает Вена, предписывая строгие прически с туго заплетенными волосами и крупными локонами.
В 1875 году внимание вновь привлекает Франция, парикмахер Марсель изобрел горячие щипцы для завивки.
В начале 20 века благодаря немецкому цирюльнику Несслеру появляется перманент, эта термозавивка знаменует весь век, невзирая на пол. Так же как короткие женские стрижки, появившиеся в России после 1917 года. После Второй мировой войны появляются прически с «валиками». В 60-ые годы с легкой руки Бриджит Бардо в моду входит «бабетта» с начесом (скольких волос лишились ее последовательницы, пытаясь расчесать это сооружение). 70-ые годы знаменуют эпоху легких изящных стрижек Видаля Сессуна. А 80-ые прошли под влиянием панк-направления.
Прически нашего века намного проще, лаконичнее. И , тем не менее, две основных функции: удобства и украшения выполняют полностью.
Думается, что основное отличие в подходе к созданию «башни» на голове - в отсутствии свободного времени современного человека.
Итак, в последние годы первого десятилетия 21 века предпочитают и рекомендуют:
Дина Сереброва