Какое чтиво сегодня можно чаще всего заметить в женских руках? Нет, конечно, случается увидеть что-нибудь из модных нынче книг «карманного формата» (вроде произведений Акунина или Коэльо), а иногда и специализированную литературу, понадобившуюся по работе или учёбе. Однако в большинстве случаев, заметив читающую представительницу прекрасной половины человечества, можно с высокой долей уверенности утверждать, что её внимания удостоился один из многочисленных женских глянцевых журналов. Что же такого притягательного в этих журналах, почему они пользуются у женщин такой популярностью - задаются вопросом мужчины и с любопытством листают красочные пестрящие яркими фотографиями издания.
Прежде всего, бросается в глаза обилие рекламы всего, что может и не может, но по идее редакторов, должно, понадобиться их читательницам. Здесь косметика, парфюмерия, одежда, нижнее бельё, бижутерия и даже весьма недешёвые ювелирные украшения. Рекламы столь много, что она занимает едва ли не треть общего объёма журнала. И это одна из главных отличительных черт именно женских глянцевых изданий.
Безусловно, рекламы хватает и в наиболее популярных среди мужской части населения печатной медиа-продукции - всевозможных спортивных СМИ и «сугубо мужских» журналов, однако количество коммерческих объявлений в них не идёт ни в какое сравнение с женским «глянцем». И объяснение этому следует искать не только в том, что у женщин больше потребностей и эти потребности более дорогостоящие (хотя и в этом замечании есть своя правда). Главный психологический мотив популярности женских журналов заключается именно в обилии красочных рекламных листов. И ларчик здесь открывается довольно просто.
Все товары, появляющиеся на страницах различных «Гламуров» и «Космо», рекламируются молодыми привлекательными женщинами, знаменитостями или просто девушками с модельной внешностью. Именно их красивые лица и тела, к тому же доведённые до совершенства профессиональным мэйк-апом и не менее профессиональным фотошопом, и занимают значительную часть глянцевых журналов. Согласно мужскому мнению, популярность такого рода изданий с визуальной точки зрения заключается именно в том, что женщины, осознано или подсознательно, разглядывают именно этих рекламных барышень. И делают они это по следующим, чисто женским, причинам:
1) читательницы смотрят на моделей и вспоминают (или хотят думать), что и они были такими в недалёкой (понятие «недалёкая» в данном случае может колебаться от нескольких лет до нескольких десятков лет) юности и молодости;
2) читательницы смотрят на воплощение своего собственного идеала - «как я хочу выглядеть и какими меня должны видеть окружающие»;
3) читательницы смотрят и утешаются тем, что именно такими, как эти нереально красивые нимфы и прочие феи, они, по их мнению, могли бы быть, но не стали потому, что а) не хотят, б) нет времени этим всерьёз заниматься, в) муж (любовник) не зарабатывает достаточно для того, чтобы они могли себе позволить все эти подтяжки, липосакции и прочие процедуры пластической хирургии, результатом которых непременно должна была бы стать вечная молодость и привлекательность.
Как это ни странно, но женские глянцевые журналы покупаются не только для того, чтобы их посмотреть, но и с мотивом их почитать. Отбросив всякую литературно-журналистскую шелуху вроде сплетен о жизни звёзд кино, телевидения, спорта, шоу-бизнеса и прочих «богатых и знаменитых», а также интервью с этими самыми любимцами фортуны, гороскопы, диковинные советы психологов, дизайнеров, сексопатологов и прочих сомнительных личностей, мы остаёмся с тем, что составляет сердце и душу любого женского «глянца». Словесно-буквенное содержание такого рода журналов сводится к нескольким принципам, которые соблюдаются в материалах любого направления, от «заметок путешественницы» до различных литературных опусов о любви (обязательно счастливой). Итак, вот они, эти нехитрые принципы:
1) женщины любят читать о том, какие они красивые, умные, хорошие (список можно продолжать примерно до пары сотен восторженных эпитетов, увенчав его словом «скромные»);
2) женщины любят читать о том, что если они даже иногда и поступают неумно, некрасиво, нехорошо, то они при этом всё равно умные, красивые и хорошие;
3) женщины любят читать о том, что практически все мужчины, за исключением тех, в которых женщины влюбляются (а таких очень-очень-очень мало, они буквально все наперечёт и всем женщинам приходится влюбляться в одних и тех же), неумные, некрасивые, нехорошие и в своих поступках руководствуются лишь одним инстинктом - понятно, каким...;
4) женщины любят читать о том, что, даже если мужчины и хорошие, и красивые, и умные (то есть имеется в виду тот самый редкий вид, в которых и случается влюбляться), в действительности и эти сыновья Адама не настолько хороши, красивы и умны, потому как главным мотивом своих поступков имеют всё тот же пресловутый инстинкт размножения.
В силу двух этих побуждений (визуального и интеллектуального) покупать женские журналы эти издания по сути не несут в себе какого-то познавательного содержания, их главная задача состоит в том, чтобы на разных уровнях, психологическом и рациональном, убедить женщин в том, что они самые лучшие. Ну, и попутно подтолкнуть их к покупке того, что рекламируют симпатичные девушки, компьютером превращённые в настоящих богинь.
При этом автор оговаривается, что он не вынашивал коварного замысла очернить женский «глянец» и бросить тень осуждения и насмешки на читательниц популярных журналов. Уверен, что у женщин есть много чего сказать в подобном ключе о мотивах мужчин изучать «специализированные» и спортивные издания.
Александр Бабицкий