Женский журнал Женский клуб

Главная Шоу-бизнес Звезды и роли Эмир Кустурица - аутсайдер от искусства
Эмир Кустурица - аутсайдер от искусства
10.02.2008 06:00

Эмир Кустурица Он не изменяет имиджу небритого бунтаря. В смокинге выглядит нелепо. Среди жюри кинофестивалей - почти смешно. Его гораздо легче представить в компании цыган и художников-экспрессионистов, ему больше идут футболка и бас-гитара. Эмир Кустурица - самый известный и самый неординарный режиссер из бывшей Югославии, покоривший мир всхлипами балканских дудок, дивными постановками театра абсурда и цыганским размахом всех своих творческих проектов.

Режиссерскому мастерству Кустурица обучился в самой загадочной европейской столице - Праге. Дипломная работа «Герника» была удостоена первой премии на фестивале студенческих фильмов в Карлови-Вари. Дебютный фильм «Помнишь ли Долли Белл?» (1980 г.), повествующий о нелегком жизненном пути боснийской молодежи 60-х, получил премию в Венеции. Невиданный для кинематографа факт - тогда же Эмир был провозглашен «режиссером XXI века». Ему достаточно было снять один фильм, чтобы войти в историю.

 

Все его последующие картины имели успех и в прокате, и у критики. Он преподавал в киношколе в родном Сараево и одновременно работал над метафизической драмой «Папа в командировке», показывающей эпоху политических репрессий в Югославии глазами испуганного ребенка. В 1988 году Кустурица снял в Македонии фильм «Дом для повешения», раз и навсегда впустив в свое творчество современных балканских цыган. С тех пор маргиналы и аутсайдеры станут главными героями подавляющего большинства его работ.

В 1990 году Кустурица перебирается в США, где преподает кинорежиссуру в Колумбийском университете. Там же он создает «Аризонскую мечту», некий театр абсурда, фонтанирующий ярчайшими образами, эмоциями и смешанными чувствами. Никому еще не удавалось создать столь блистательную трагикомедию, соединив в идеальной пропорции черное с белым.

Спустя несколько лет Кустурица появился в Париже, где снимал знаменитый «Андеграунд», трагикомическую метафору югославской истории. Следом за ней - популярные «Черная кошка, белый кот» и «Жизнь как чудо». В 2007 году Кустурица показал на открытии Московского фестиваля свой новый фильм «Завет». Почти все вышеперечисленные фильмы удостоились всех мыслимых и немыслимых премий. Кустурица - один из четырех режиссеров за всю шестидесятилетнюю историю Каннского фестиваля (наряду с Френсисом Фордом Копполой, Билле Аугустом и Сехеем Имамурой), дважды увозивших из Канн «золото».

В фильмах Кустурицы нет голливудской расчетливости, нет кассовых актеров, нет звезд мировой величины. Особняком здесь стоит «Аризонская мечта» с Джонни Деппом в главной роли, но и Депп в то время еще не был самым высокооплачиваемым актером в мире, и герой его гармонично вписался в плеяду аутсайдеров.

Рецензии на фильмы балканского чародея даже у маститых кинокритиков выходят хромыми и блеклыми, неспособными передать тот ливень красок и эмоций, который выплескивает на зрителя Кустурица уже в первые пятнадцать секунд фильма. Он порой напоминает Заратустру, плюнувшего на духовное обогащение армии мистеров Смитов и увлеченно танцующего со своим бессмертным богом. Складывается впечатление, что с каждым фильмом он становится ближе к пониманию смысла жизнь, но нам, конечно, не расскажет. О смысле жизни нам поведают усатые цыгане, сыграет Горан Брегович.

Они так похожи, эти странные балканские жители, - фантастический режиссер Кустурица, композитор Горан Брегович со своим Свадебно-Похоронным оркестром, писатель Павич, сплетающие дурманящее повествование из горькой полыни и последнего улова охотников за бессонницей... Они - жители страны, которой нет, им суждено скитаться по миру в поисках бездомных чудес.

В ближайшем будущем Кустурица собирается снимать фильм в России. Это будет комедия под называнием «Отель ужасов». Сейчас Эмир Кустурица живет в деревне Кустендорф, в доме, купленном у российского эмигранта. Он открыл маленькую фабрику по производству соков, которые называются «Саддам» и «Фидель». Он по-прежнему бросает вызов обществу, превращая в трагикомедию свою собственную жизнь. Стоит признать, ему это удается как никому другому.

Дарья Печорина