Женский журнал Женский клуб

Главная Шоу-бизнес Звезды и роли Обыкновенное чудо на все времена
Обыкновенное чудо на все времена
09.03.2008 06:00

обыкновенное чудоПослушайте «Человек, которого я люблю» Гершвина. Послушайте. Что вы чувствуете? Наверное, что вы любите. Прекрасно. Посмотрите «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. Что вы чувствуете теперь? Наверное, что человек, которого вы любите, любит  вас. Обыкновенное чудо. Чудо музыки, кинематографа, звука, слова, взгляда, кадра.  Чудо жизни. Сколько писали об этом фильме, сколько ещё напишут. А между тем, в далёком 1978 году всё происходило так.

В 1976 году от объединения телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм» театральному режиссёру Марку Анатольевичу Захарову поступило предложение снять фильм по пьесе Евгения Шварца. Надо сказать, что телевизионное кино тогда было не в почёте. После «Двенадцати стульев», признанных неудачей, это предложение для режиссёра было ещё более желанным.

 

Так вот, это мы сейчас осознаём (или не осознаём), какое должно быть телевизионное кино при сравнении тех телевизионных фильмов с сегодняшним телепродуктом. И вроде всё сходится: звёздный состав - Леонов, Миронов, Янковский, Соломин, Абдулов, Симонова, с помощью которого сейчас так принято раскручивать тот или иной фильм. Всё та же излюбленная сейчас форма - экранизация. Однако... так да не так...

Прежде всего, история, драматургия. Режиссёр переделал исходный материал, пьесу Е. Шварца. В фильме появляется философия, которая «цепляет». «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить», - слова Волшебника. Первые кадры - невероятная фееричная фантасмагория. Ведь кино Захарова - условно. Где чёрная картина на стене - это место, откуда появляются герои,  вымышленные Волшебником. Огонь, как образ перехода от одного этапа жизни к другому. Невероятные декорации, по театральному, волшебные, картонный кот, который, честное слово(!), двигает глазами. Невозможно оторваться от сна, реальности сна, которую нам показывает Марк Захаров. Здесь камерная сцена - дом Волшебника, в котором происходит большинство действий, многоплановая театральная композиция, когда мы можем видеть, что действие, происходящее возле камеры - одно место, а второй план- это другое место, другая реальность, рисуемая воображением Волшебника. Невероятное ощущение! А зеркала! Сколько их! Сколько в них героев!  Даже длинные реплики Короля, превращаясь в длинные кадры, снятые  с одной точки, становятся открытием для зрителя, смотрящего на экран,  а оказывающегося в зрительном зале Ленкома. Вот такое чудо...

Чудом было и то, что всех актёров на роли режиссёр получал почти без проблем. Только вот Олег Янковский  перед съёмками  попал в больницу. Съёмки отложили, и Волшебником всё же стал Олег Иванович. Вообще, этот персонаж настолько неоднозначен у Захарова, настолько «из этого мира» и в тоже время «из потустороннего», что у сказки стираются границы и вот, перед нами уже вполне обычный сюжет: он любит её, она его, но они не могут быть вместе, потому что она боится потерять его, а он её.  Абсурд жизни. А то, что здесь он - это Медведь, который может и впрямь обернуться медведем, а она - совсем  не голубоглазая, а кареглазая Принцесса - это лишь форма, в которую облекли реальность.

Вообще  театр на экране завораживает. Раньше был расхож такой жанр: телевизионный спектакль. Захаров сделал музыкальный спектакль. С Геннадием Гладковым режиссёр «Ленкома» начал работать ещё давно. Все мелодии к этому кинофильму: «Воробушек, бабочка...»,  которую исполнил Андрей Миронов, «Песня Волшебника» - невероятная мелодия точно из сказки, «Песня фрейлины о немытой голове», исполненная Екатериной Васильевой - невероятно подходят по духу этой сказке.

Сейчас говорят о том, что Марк Захаров  своими фильмами, театральными постановками привил нашей публике любовь к мюзиклам. Но «Юнона и Авось»  или «Двенадцать стульев» - это нечто другое. В этом есть какое-то таинство. Загадка, мысль, непостижимая красота слова и музыки.  Но что такое эти спектакли и театр! Спектакли Захарова всегда поражали своей кинематографичностью, никогда при этом не подражая впрямую приемам экрана. Родство его постановок кинематографу в предельной насыщенности пространства сцены, наполненности драматургического времени.

Первый раз по телевидению "Обыкновенное чудо" показали 1 января 1978 года, и с тех пор за фильмом закрепилась слава "новогоднего". При этом в фильме нет ни единого намека на то, что чудеса случаются только в новогоднюю ночь. Наоборот, судя по ленте, настоящему обыкновенному чуду есть место в любой день и в любой час, надо только верить и ждать.