Стремясь во что бы то ни стало поразить пресыщенную зрелищами публику, многочисленные начинающие дизайнеры создают одежду из самых необычных материалов: от бумаги до резиновых перчаток, от дерева до фарфора. Впрочем, пальма первенства в создании самых оригинальных платьев все равно принадлежит крупнейшим модным брендам – по-настоящему талантливые модные дизайнеры добиваются экстравагантности не за счет непривычных материалов, а исключительно благодаря оригинальному крою и отделке.
Королем экстравагантности в моде по праву считается безвременно ушедший Александр Маккуин, благодаря своим оригинальным коллекциям давно завоевавший звание enfant terrible британской моды. Творения Маккуина действительно необычны. Так, например, коллекцию сезона осень-зима 2009 британский дизайнер построил на интерпретации образа Арлекина и графических, контрастных узорах в ромб – красно-черный, черно-серый, бело-черный. Коллекция получилась оригинальной – более того, устрашающе оригинальной: образы Арлекинов Маккуин как будто почерпнул из злой сказки, дополнив макияж моделей черной помадой, щедро размазанной вокруг рта. Что касается платьев – они представляли собой отдельное зрелище: пышный вечерний ансамбль с буфами на бедрах и огромным бантом на плече, платье, созданное как будто из пленки и напоминающее не то русалочий хвост, не то столб торнадо, абсолютно бесформенная модель из ломаных, неправильных линий.
Если большинство модных дизайнеров добивается оригинальности своих творений исключительно за счет необычного кроя или отделки, то дизайнер Хусейн Чалаян, известный своей любовью к инновационным тканям, все-таки воспользовался технологическими достижениями. На миланской выставке промышленного дизайна d 2007 году Чалаян представил уникальное «видеоплатье», созданное из ткани с вшитыми LED-диодами. Благодаря 15 тысячам светодиодов платье переливается и вспыхивает разными цветами. Тому же Чалаяну принадлежит еще одна революционная идея – «механические» платья со специальными микрочипами, благодаря которым платье за считанные секунды меняет форму.
Дизайнерский дуэт Victor & Rolf в одну из последних своих коллекций включил платья более чем экстравагантные. Исключительной оригинальности вечерних платьев дизайнеры добились, воспользовавшись обычными ножницами и другими режущими инструментами – в результате классические платья с узким лифом и пышной многослойной юбкой обзавелись совершенно неожиданными, причудливыми, абстрактными, хаотическими вырезами и разрезами.
В эпоху девяностых годов одним из главных мастеров эпатажа был французский дизайнер Тьерри Мюглер, основатель одноименного модного бренда. Создатель множества футуристических образов, Мюглер в своих коллекциях пользовался, как правило, инновационными материалами и тканями – вплоть до полихлорвинила, заменившего дизайнеру классическую натуральную кожу. Модная линия Thierry Mugler, к сожалению, не пережила девяностые, однако Мюглер успел войти в новую историю мира моды как создатель знаменитого «платья-мотоцикла». Вошедшее в весеннюю коллекцию 1992 года, радикальное мини до крайности напоминало тюнингованный Harley Davidson – как разноцветными тату-принтами, украшавшими платье, так и настоящими мотоциклетными зеркалами и круглой фарой в центре модели. «Мотоциклетное» платье чуть позднее «засветилось» в клипе Джорджа Майкла Too Funky, режиссером которого, кстати, выступил сам Тьерри Мюглер.
Не меньшей оригинальностью характеризуются все коллекции модного бренда Comme des Garsons, во главе которого стоит японский дизайнер Рей Кавакубо. Каждое творение Рей выходит за рамки общепринятых модных канонов: дизайнер вполне способна выпустить на подиум моделей в монашеской одежде, нелепейших кислотно-ярких париках и абстрактных головных уборах . Так, например, в одну из ее коллекций для Comme des Garsons вошло неоново-розовое платье, созданное как будто из сотен смятых салфеток-подставок под стакан. Более чем оригинальное платье сочеталось с разноцветными «клоунскими» ботинками и аналогичным по стилю макияжем модели.
Татьяна Смирнова