У каждой эпохи есть свое поколение, которое задает ей тон и определяет ее ценности. Шестидесятые годы XX века вошли в историю как эпоха хиппи, восьмидесятые – как эпоха яппи. Начало третьего тысячелетия стало временем бобо. Название произошло от латинского написания аббревиатуры «богемная буржуазия». Выражение «скромное обаяние буржуазии» возникло задолго до появления стиля бобо, но именно оно наиболее точно отражает его суть.
Нарисовать портрет типичного представителя поколения бобо несложно. Ему от тридцати до пятидесяти лет. Он (или она) работает в «продвинутой» отрасли экономики вроде медиаиндустрии или сферы информационных технологий. Интересно, как впервые «обаятельную буржуазию» в чистом виде описал американский писатель и редактор Weekly Standart Дэвид Брукс, выпустивший в 2000 году книгу под интригующим заголовком «Бобо в раю. Новый класс и как они туда попали». Он охарактеризовал бобо как хиппи, «проникших в стены корпораций». В идеале типичный бобо наверняка хотел бы работать в компании Google, поскольку там богемно-буржуазный дух возведен до уровня корпоративной философии: отсутствует дресс-код и общепринятая вертикальная служебная иерархия, но зато никто не посмотрит косо, если ты придешь в офис с любимой собакой или приедешь на роликах.
Гуманисты или эгоисты
У настоящей богемы бобо заимствовали свободолюбие и способность противопоставить себя окружающим, у буржуазии – стремление к абсолютному комфорту и власти над миром. Бобо едва ли не повально увлекаются различными духовными практиками, в первую очередь – экзотическими. Им интересны все «нехоженые тропы».
Они постоянно занимаются самосовершенствованием во всех его проявлениях: пропагандируют культ правильного питания и здорового тела, увлекаются вегетарианством, отказываются от курения и употребления наркотиков. Мало того, бобо провозглашают неприятие жестокости, выступают в защиту прав этнических и сексуальных меньшинств, защищают окружающую среду и активно протестуют против проведения экспериментов над животными.
Однако достаточно часто приходится слышать и такое утверждение, что бобо – всего лишь эгоисты, которые научились вполне умело прятаться под маской гуманизма. Многих раздражает стремление бобо «учить жизни» всех и каждого, несмотря на то, что они сами порой духовно и интеллектуально далеки от совершенства.
Характеристику бобо стоит дополнить обязательным стремлением к качественному образованию и постоянному расширению кругозора, а также здоровым карьеризмом. Бобо склонны окружать себя дорогими вещами, но не станут платить за них больше, чем те реально стоят. Эти люди отдают предпочтение брендовым вещам, но не будут «светиться» фирменными этикетками.
Уличный шик
В одежде поклонники стиля бобо снобы и разгильдяи одновременно. Они обожают уличный стиль, но не удерживаются от соблазна внести в него элементы класса люкс. Бобо некогда думать о статусности своих часов или машины, в отличие от представителей бизнес-класса, но они позволяют себе роскошь иметь те вещи, которые им действительно нравятся.
Стиль бобо – это слабость таких знаменитостей, как Роберт Редфон, Билл Клинтон, Мадонна, сестры Олсен, Джон Гальяно, Карла Бруни, Мирослава Дума, Денис Симачев, Мария Цигаль, Даша Жукова.
Бобо не чужды этнических мотивов в одежде. Эту склонность они, похоже, унаследовали от хиппи . Поскольку бобо экспериментируют с экзотическими духовными практиками, то они питают искренние симпатии и к этнической одежде. Пользуются почтением у них и бохо-шик, и готический стиль. Настоящий восторг у бобо вызывают экстравагантные выходки модных бунтарей, например, Вивьен Вествуд – крестной матери панк-стиля и неутомимой исследовательницы эклектики. «Свой» для бобо и Марк Джейкобс с его фэшион-гранжем и манекенщицами, одетыми в трогательные полудетские платьица с нежными цветочками и грубые армейские сапоги. Впрочем, масштаб раскрутки имени модного кутюрье для бобо не имеет совершенно никакого значения – главное, чтобы он был готов на творческое хулиганство и был свободен от стереотипов.
Светлана Усанкова