Испокон веков Китай был страной... гаданий. Искать объяснение этому феномену пытались ученые многих поколений, но факт остается фактом: древнейшие памятники китайской письменности - это не что иное, как гадательные надписи.
Все начинается с так называемых классических, или канонических, книг (цзин). Они лежали в основе всякого образования на протяжении столетий, как в самом Китае, так и в Японии, и в Корее, и во Вьетнаме, в других государствах, усвоивших китайскую культуру. Среди этих китайских классических книг главное место занимала "Книга перемен" (И цзин или Чжоу и) с традиционными комментариями Ши И - Десять Крыльев.
Как многое в Китае, появление столь важно памятника философской мысли овеяно множеством мифов. Древние китайские легенды повествуют о правителе Фу Си, который изобрел в III тысячелетии до нашей эры (во времена высокой древности) восемь триграмм. Во времена средней древности Вэнь Ван (Чжоу-гун) создал комментарии к знакам и уровням, во времена близкой древности (551-479 гг. до н.э.) Кун-цзы (он же Конфуций, если на европейский манер) создал Ши И. Уже позднее триграммы были преобразованы в гексаграммы, причем число вариантов возросло соответственно до шестидесяти четырех. Самое раннее упоминание о книге относится к 672 г. до н. э.
С философской точки зрения, Книга Перемен - это система кодов и шифров, разгадывание которых и является основной целью ее изучения. Отдаваясь гаданию , человек и сам изменяется - в этом проявляется пластичная структура бытия. И Цзин - это руководство по прочтению мира как текста на страницах временных циклов, в которых мы живем.
Канон Перемен состоит из 64 знаков-гуа, представляющих собой графические символы из шести черт. Черта может быть сплошной, тогда она соответствует мужскому началу ян, или она может быть прерывистой, тогда она символизирует женское начало инь.
Смысл гадания достаточно прост: вышеупомянутые 64 гексаграммы описывают возможные 64 ситуации в жизни (по убеждению древних китайцев, эти гексаграммы учитывают ВСЕ возможные жизненные перипетии). Очистив разум и положившись на волю высших сил, можно получить ответ на любой волнующий вопрос. Но особенно раздражать капризных богов не стоит, не нужно задавать подряд задачки сходной тематики, и, конечно же, ни в коем случае не рекомендуется повторяться...
Само гадание, его классический, китайский вариант - занятие ритуальное, сложное и требующее очень много времени. Понятно, что европейцы в значительной мере упростили, приспособили великую китайскую гадательную систему «под себя». В «нашей» версии гадание выглядит следующим образом:
- инвентарь: таблички с описанием значения гексаграмм, три монетки (желательно серебряные), для особо продвинутых - специальные кости;
- атмосфера: вдумчивая, релаксирующая, тишина и спокойствие;
- настроение: верить в гадание придется, а то ничегошеньки не получится;
- методика: в сознании нужно четко и осязаемо сформулировать вопрос, на который желательно получить ответ. Присваиваем «орлу» на монетке значение сплошной линии, «решке» - прерывистой. Подбрасываем все три монетки друг за дружкой (ни в коем случае не одновременно) - анализируем выпавший материал. Здесь действует принцип большинства: две «решки» - значит, эта линия прерывистая, два «орла» - сплошная. Рисуем полученную линию. Составлять гексаграмму необходимо снизу вверх: то есть сначала рисуем самую нижнюю черту, затем ту, что над ней... и так до самой верхней. Всего черточек должно быть шесть, значит, каждой монетке нужно побывать в воздухе шесть раз. В итоге получается гексаграмма, толкование которой находим в специальной табличке.
Полученный ответ может и не быть прямым, как рельсы. Даже, скорее всего, он будет весьма запутанным и философским - все-таки китайская же система гаданий. В силу своей удаленности во времени, ответ может быть весьма ... старомодным. Надо понять и увидеть истину - никто не сообщит ответы на все вопросы просто и доступно. Но, и в этом смысл, воздействие Книги Перемен не статично, а активно. Знание - глоток из источника мудрости - приводит к изменениям в жизни гадающего. Нельзя получить что-то, не изменив свою жизнь. Это основное свойство большой философской системы И цзин - развитие и неспешные изменения, основанные на морали и интеллекте.
Наталия Руденко