На Руси смотрины невесты устраивались после сватовства, перед рукобитьем, обрядом, после которого достигалась полная договоренность обо всех деталях предстоящей свадьбы. Смотринам предшествовал еще один досвадебный обряд – дворосмотрины, переглядины, то есть осмотр хозяйства жениха. Порой жених свою невесту видел только на венчании , будущую жену выбирали для него родственники. Так и жили по старой пословице «Стерпится - слюбится». Современный свадебный обряд часто обходится без этапа смотрин невесты, однако русские традиции до сих пор почитаемы во многих населенных пунктах необъятной России.
Смотрины – корни традиций
До XV века жених редко видел свою суженую до свадьбы, ответственной за её «качество» выбиралась близкая родственница со стороны жениха, либо его мать. Для этих целей и проводились смотрины. Этот обряд совершался через неделю после сватовства в доме невесты. С XV-XVI веков вместе со сватами на смотринах присутствовал жених. Это была первая встреча двух будущих родственных семей. Жених с родителями и свахой ехали к дому невесты кругами, по традиции они так «запутывали дело».
Алгоритм обряда был несуетлив, тщательно продуман. Невесту наряжали в лучшее платье, на голову накидывали покрывало, закрывающее лицо. Поднять эту накидку мог только отец жениха, чтобы оценить красоту невестки. Если она ему нравилась, он целовал девушку в обе щеки. Родственники задавали ей вопросы, на которые невеста отвечала коротко и ясно, так оценивался ум и сметка. Ей устраивали своеобразный экзамен, предлагая сделать какую-то работу по дому, пройтись по горнице, иногда вместе с женихом: это был показатель гармонии молодых.
Нередко смотрины могли закончиться отказом жениха от невесты, либо невесты от жениха. В последнем случае девушка уходила в чулан и снимала праздничный наряд, это было сигналом расстройства свадьбы. Если же две семьи находили общий язык, смотрины заканчивались щедрым застольем. Отец жениха привозил вино, а родители невесты накрывали стол, устраивая «хмельной пир». Для всех сословий был обычным совместный молебен после смотрин и обход стола по кругу. В этот день никаких разговоров о приданом не велось.
Со временем обряд смотрин стал совмещаться со сватовством и рукобитьем и мог тянуться не одну неделю перед свадьбой, если родственники со стороны жениха и невесты не могли договориться о размере приданого и всех деталях венчания и свадебного застолья.
Бывало и так
Чтобы скрыть какой-то физический недостаток будущей невесты, часто вместо нее выводили под покрывалом подругу, служанку или сестру девушки. Обман раскрывался лишь в день венчания. Родственники жениха в таких случаях могли обратиться к духовенству, после тщательного разбирательства брак иногда признавался недействительным. Правда, бывало такое редко, и обманутый муж в знак протеста начинал бить молодую жену, пить горькую, а то и вовсе мог отправить ее в монастырь.
За обман часто приходилось расплачиваться жизнью. На Руси девушка, которую не брали замуж, считалась не просто «белой вороной», прослыть старой девой было стыдно и противоестественно. Именно поэтому родители старались выдать своих дочерей замуж даже с помощью подобного обмана.
Как выбирали царских невест
В допетровские времена русские цари выбирали себе жен из своих подданных. Смотрины царских невест проходили по особым традициям. Испокон веков красота русских девушек была почти синонимом физического здоровья, не зря же слово «красота» от слова «красный». Бледная и худая девушка считалась болезненной, либо развратной, дурного поведения. Разве такая невеста нужна царю? Разве сможет она родить здорового наследника?
Для великого князя Василия, отца Ивана Грозного, выбирали невесту так: привезли со всех земель русских пятьсот красавиц, знатных и незнатных, из них выбрали триста, затем сто и, наконец, десять. Такие смотрины проводились для русского царя по образу и подобию свадебных традиций византийских императоров. Из этих десяти девушек выбрали первую жену Василия III – Соломонию Сабурову, дочь бедного боярина.
Почти все невесты русских царей были незнатного роду-племени: Евдокия Стрешнева, вторая жена царя Михаила Федоровича Романова, была дочерью мелкопоместного дворянина, а любимая, первая жена Ивана Грозного Анастасия Захарьина-Юрьева – дочерью окольничего при Иване III. Иноземных невест стали выбирать в жены царям после Петра I, и это были все сплошь богатые и знатные дворянки, близкие к императорским семьям.
А как сейчас
Современные жених и невеста в обряде смотрин практически не нуждаются – молодые люди до свадьбы успевают пожить вместе и хорошо узнать друг друга. С точки зрения практического применения традиция канула в Лету, однако иногда и сегодня так называют семейный предсвадебный обряд знакомства с родителями.
Жанна Пятирикова