Вот уже вашему ребенку и исполнился годик. Он стал совсем большим: сам ходит, говорит восемь - десять слов и у него уже есть восемь зубов. Чего только не было в течение этого года - трудностей и препятствий хоть отбавляй. Но почему-то запомнились в основном только радостные моменты: когда начал держать головку, как прорезался первый зуб и главное, - когда произнес слово «мама».
Анатомо-физиологические особенности развития ребенка в двенадцать месяцев
За первый год жизни ребенок утраивает свой вес и весит к году около десяти килограммов. В росте он также прибавляет значительно - около двадцати пяти сантиметров (к году это составляет около семидесяти пяти сантиметров). Окружность головы равна приблизительно сорока шести сантиметрам, груди - около сорока восьми сантиметрам. Закрывается большой родничок (но не у всех, у некоторых детей это происходит еще через несколько месяцев), грудная клетка становится более плоской.
Вес гораздо больше подвержен изменениям и зависит от внешних обстоятельств, чем рост, который в значительной степени определяется наследственностью. Но и характер питания также имеет значение для правильного развития скелета ребенка. Вызвать отставание в росте ребенка может дефицит некоторых витаминов и минералов. Поэтому к питанию грудного ребенка нужно относиться особенно внимательно. Лучше, если до года он будет получать молоко матери, богатое биологически активными веществами, стимулирующими рост и развитие организма. Но одного молока матери мало и начиная с пяти - шести месяцев в рацион ребенка вводятся другие продукты:
К году уже можно отказаться от груди, но если это время пришлось на жаркое лето, то лучше отложить отнятие от груди на осень.
К году у ребенка имеется восемь зубов - верхние и нижние резцы, так что он уже вполне может откусывать и частично жевать пищу, например, яблоко. Стоматологи считают, что чем больше ребенок получает твердой пищи, тем лучше у него развиваются зубы и челюсти - это является профилактикой развития аномалий прикуса (неправильного смыкания зубов).
Психомоторное развитие ребенка в двенадцать месяцев
Ребенок в двенадцать месяцев в большинстве случаев уже самостоятельно ходит, но за ним еще нужен присмотр, так как ребенок не просто ходит размеренным шагом, а бегает, часто не обращая внимания на то, что попадается под ногами. Это самый подверженный травмам возраст - за ребенком нужен глаз да глаз, так как у него появилась уверенность в себе , и он ничего не боится. Он хорошо бегает, отказывается ходить за ручку, и выполняет в вертикальном положении любые движения: приседает, наклоняется, играет с игрушками. Он уже может самостоятельно снять коготки, расстегнуть кофточку, если она застегнута на кнопки.
Понимает он почти все, что ему говорят, а также когда им довольны и хвалят или недовольны и ругают. По просьбе мамы он может принести ей тапочки, со временем он делает это и без просьбы, просто, когда мама приходит домой. Ему нравится выполнять какие-то взрослые просьбы и поручения.
Часто он понимает, что так делать нельзя, но делает и смотрит на реакцию взрослых. Именно в это время большое значение имеет воспитание, например, ребенок должен точно знать, что что-то делать нельзя никогда и ни при каких условиях. Таких ограничений не должно быть много и ребенок их быстро запоминает.
К году ребенок в среднем должен говорить восемь - десять слов, он начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». При этом кто-то быстрее осваивает речь, а кто-то медленнее и это не всегда говорит о каких-то отклонениях. Если ребенок понимает, что ему говорят, выполняет команды, то это говорит о правильном развитии. Хотя, конечно, заниматься с малышом речью нужно, но только во время игры, когда он находится в хорошем настроении .
Развивающие игры для ребенка в двенадцать месяцев
В годик с ребенком можно уже играть в подвижные игры, сочетая их с развитием речи . Например, играя в мяч, можно попадать по отдельным предметам, называя их. Во время прогулки, когда ребенок бегает (в это время, чтобы он не упал, его лучше водить на специальном поводке, закрепляющемся в области грудной клетки) он может побежать за собачкой или кошкой, в это время нужно стимулировать ребенка к тому, чтобы позвать животное, произнеся, например: «Кис-кис». Здесь же можно спросить, как говорит киска или собачка. На свежем воздухе можно играть и в мячик.
В годик ребенку уже вполне можно читать книжки с красивыми цветными картинками. Он рассматривает картинки и называет, что там изображено. Ребенок уже очень хорошо должен знать части своего тела и называть их, окружающие предметы и самых известных животных.
В годик ребенок вырывается за пределы манежа и поэтому требует особого внимания.
Галина Романенко