Мода, как и любая другая область человеческого творчества, чутко реагирует на любые перемены в обществе. В моде можно найти отражение большинства исторических эпох и событий. Так, например, XVII век привнес в мир моды одновременно и пышность королевских нарядов из роскошного вышитого шелка , и простоту пуританского костюма и платья.
Модные силуэты 17 века
Целое столетие в моде ознаменовалось кардинальной сменой модных тенденций. Мода начала 17 столетия диктовала пышные платья с высоким, многослойным воротником, высокой талией и чрезвычайно пышными рукавами. А вот во второй половине 17 века женские платья стали принципиально иными: на смену широким платьям с высокой талией пришел стройный вертикальный силуэт с горизонтальным акцентом на линии плеч.
Пышные, широкие рукава, заканчивавшие чуть ниже локтя, во второй половине столетия стали более узкими и длинными. Именно во второй половине 17 века в моде окончательно закрепился корсет, приподнимавший грудь и делавший особенно тонкой талию. А в конце 17 века в женскую моду проник еще более кокетливый и соблазнительный тренд: верхние юбки платья чуть приподнимались, открывая нижнюю юбку, зачастую обильно украшенную и вышитую.
В конце 17 века в моду вошел абсолютно новый предмет одежды – манто: свободная накидка, опускавшаяся с плеч почти до пола и для большинства женщин с успехом заменившая традиционное сочетание пышной юбки и узкого лифа. Новый образ был куда более скромным и закрытым, чем платья с откровенными декольте и корсетами, однако также изобиловал украшениями: шелковые манто украшались бантами, лентами, рюшами.
Конец 17 века ознаменовался еще одним нововведением. Поскольку французские и английские аристократки не уступали мужчинам, наравне с последними выезжая на охоту или конную прогулку, модельеры придумали для них особые костюмы для верховой езды. Такие костюмы предусматривали специальные удобные пальто, напоминавшие мужские и одевавшиеся поверх длинной нижней юбки до лодыжки. Критики такого нововведения даже утверждали, что в таких костюмах только длинная юбка отличала женщин от мужчин.
Модные ткани
В начале 17 столетия самой модной тканью у королевских дворов и аристократов был шелк с изысканной цветочной вышивкой. Именно на этот период пришелся расцвет тончайшего кружева, которым украшалась одежда и женщин, и мужчин. Однако увлечение цветочными мотивами оставалось популярным недолго: уже в двадцатых годах 17 века на смену им пришел роскошный однотонный атлас, а основным украшением нарядов стала уже не вышивка, а банты и ленты.
За пределами королевского двора и аристократических салонов, впрочем, господствовали ткани куда более скромные: в основном женщины носили одежду из окрашенного льна или шерсти.
Пуританство в моде
17 столетие ознаменовалось гражданской войной в Великобритании и появлением новых религиозных течений, что не замедлило найти свое отражение в моде. Если в начале 17 века английский королевский двор следовал изысканному и пышному французскому стилю, то чуть позднее, с расцветом пуританства, в моду вошли более скромные наряды сдержанных темных цветов.
Не только протестантская, но и католическая церковь предпринимала попытки сократить экстравагантность аристократических нарядов, упростив их. Так, например, в начале тридцатых годов 17 века французский король Луи XIII выпустил два закона, запрещавшие носить одежду с кружевом и роскошной вышивкой всем, кроме высшей аристократии, и ограничивавшие использование лент, рюшей и других украшений.
Последователи пуританской церкви ввели в моду скромные темные цвета и крой: на смену глубоким вырезам пришли исключительно скромные платья с высоким воротником и закрывавшие волосы шляпы. И мужчины, и женщины избегали одежды ярких цветов, блестящих тканей, обилия украшений.
Самыми распространенными цветами и у пуританок, и у кальвинисток были темно-коричневый, коричнево-красный, темно-зеленый. Платья черного цвета женщины приберегали для особых случаев: черная краска была наиболее дорогой и быстро выцветала. От столь любимого французскими и английскими аристократами шелка и роскошного атласа в платьях пуританок не осталось и следа: самыми распространенными тканями были скромные шерсть и лен, а сами платья лишь изредка украшались кружевной отделкой.
Татьяна Смирнова