Чуть меньше сотни лет назад в женскую моду вошли брюки, навсегда повернув ее течение в иное русло. До этого момента образ женщины считался достаточно стабильным, потому что фигуру облегали только платья. Сегодня их носят не так часто, предпочитая романтике пышного или струящегося подола практичность. И, тем не менее, современные модели не могли бы существовать без того богатого прошлого. Классические платья, которые были связаны с определенными периодами, эпохами, постоянно в том или ином виде возвращаются в наши дни. Иногда более полно, но зачастую – фрагментами, указывающими на то, что традиции и женственность в первозданном виде всегда в почете.
От древности до наших дней
Платье на женском стане обосновалось не сразу. В Древней Греции и женщины и мужчины одевались очень похоже – тело было задрапировано в накидки, которые скреплялись пряжками. О нем как о выделившейся детали гардероба для представительниц прекрасного пола, скорее, можно говорить со Средневековья, а точнее - примерно с готического XII века.
Готика в женском наряде характеризовалась струящимися линиями подола, длинным шлейфом и остротой вырезов на груди. Тяга ввысь была свойственна не только произведениям готической архитектуры, но и платью, которое выглядело весьма утонченно.
Текучесть силуэта исчезла к XV веку. Эпоха Возрождения заковала прекрасных дам в более жесткие туалеты. Юбка держала форму за счет металлического каркаса, плечи и зона декольте стали открытыми.
Стиль барокко призывал придворных дам к пышности, которая выражалась в многослойности одежды из самых дорогих материалов, а также в пафосной отделке бантами, кистями, золотыми нитями. Фигура сильно затягивалась в корсет, декольте стало очень глубоким, а рукав достигал длины в 3/4.
В XIX образ платья многократно менялся. Уже в начале столетия кричащая помпезность постепенно сошла на нет – появился стиль ампир. Это было воплощение изысканной простоты с закрытыми плечами и высокой талией под грудью. Но романтизм, который накрыл Европу в тридцатые годы, не оставил и следа от скромности ампира. Стан снова был закован в тиски жесткого корсета, пышность рукавов переходила от миниатюрных «фонариков» к огромным формам, обнимающим предплечье. Юбки стали чуть короче и больше не волочились по земле, но снова принимали на себя всю роскошь дорогой отделки.
Модерн конца века вновь снял «буржуазные сливки» с дамского наряда, лишив его кружев и шелков. И хотя турнюр продолжал приподнимать нижнюю часть юбки, она стала более простой, свободно спадающей. Все внимание сосредоточивала на себе верхняя часть с узким лифом, все еще рукавами-«фонариками» и корсетом . Но платье этого периода уже не сидело на женщине словно пышный многослойный торт, а, скорее – подчеркивало все изящество силуэта, подправляя его, визуально доводя до идеала.
Трансформации и возвращение к истокам
В XX веке лицо моды сильно менялось. Постепенно платье растеряло все, что казалось ему таким необходимым, включая длинную юбку и рукава, обретя форму «футляр». И мода сделала поворот в сторону «давно минувших дней». Архитектурный минимализм пятидесятых и шестидесятых сменился экспериментами хиппи с этникой. В восьмидесятые и девяностые годы была открыта страница, где уже повторялось пройденное ранее.
Праздничные наряды восьмидесятых нескромно заявляли к своей причастности к классике с объемными рукавами-«фонариками», V-образным декольте и широким квадратным вырезом.
Начало нового тысячелетия – особая эпоха для женского платья. Его видам теперь нет числа, но если приглядеться, то можно заметить, что классика все еще живет в современности, пусть присутствуя лишь фрагментами.
Приподнятые плечики, которые выдаются за традиции восьмидесятых, не что иное, как отзвук пышных рукавов, живших вплоть до начала XX века. Форма-бюстье без бретелек – современная интерпретация наряда с затягиванием шнуровки на талии или спине. Красивые длинные юбки хоть и не содержат более обручей, создаются с участием различных жестких материалов, делающих юбку похожей на платья модниц начала прошлого или окончания позапрошлого веков.
Разумеется, наиболее схожа с традициями свадебная мода. Здесь найдется не только полноценный корсет, «фонарики» и кружева. Невесты в последние годы испытывают симпатии по поводу устройства свадеб в какой-то определенной тематике. Лидируют в свадебной жизни платья с древнегреческой и средневековой стилистикой. «Русалка», которая в точности повторяет стиль конца XIX века с подхватом лентой под коленями, уже считается устаревшей.
Так и продолжается развитие: одни формы и детали женского наряда входят в обиход, вытесняя другие. И, как оказывается, наверное, уже невозможно изобрести ничего нового. Поэтому дизайнеры будут обращаться к классическим формам, а женщинам останется лишь подогнать их под себя.
Евгения Жиркина