Красота женского тела с ее идеалами претерпевали значительные изменения в течение десятков лет. Женщина, тело которой считалось идеальным в 1930-е, сегодня вряд ли обратила бы на себя внимание модельных агентств .
1900-1910 - Девушка Гибсона
«Девушка Гибсона», творение иллюстратора Чарльза Дана Гибсона, представляла тип женщины, считавшийся идеалом на рубеже 19 и 20 веков. Это женщина высокого роста, с большим бюстом и широкими бедрами, но с узкой талией.
Сам художник рассказывал, что этот собирательный образ он создал, встречая женщин повсюду – в театре, в церкви, на улицах, в магазинах.
1920 - Эмансипе
Идеал женской красоты 1920-х – эмансипе. Эти женщины были известны стрижками-боб, укороченными платьями, и скандальным поведением: курением на публике и вождением автомобиля.
Их внешность напоминала мальчишескую, в моде была маленькая грудь, прямая фигура без всяких корсетов, короткие стрижки . Большой бюст утягивали бюстгальтером, который делал грудь более плоской.
Женщины открывали лодыжки или колени, приветствовался спортивный и здоровый вид. Стремление к худобе часто заставляло женщин 1920-х прибегать к диете и упражнениям, чтобы добиться такого вида.
1930 - Мей Уэст
Голливудская звезда 1930-х Мей Уэст не имела ничего общего с эмансипе. Она подчеркивала талию и бедра, демонстрируя свою фигуру в тесно облегающих платьях.
Говорят, Уэст однажды сказала: «Культивируйте свои формы. Они могут быть опасны, но они не останутся без внимания».
1940 – Рита Хейворт
Во время Второй мировой войны идеал красоты женского тела снова изменился. Это не были недосягаемые формы Мей Уэст, или небрежное отношение эмансипе. Такие звезды как Рита Хейворт обладали безупречной кожей и здоровым, сильным телом: этот образ не сильно отличался от образа обычной женщины.
В моду вошел более традиционный стиль. Юбки стали длиннее, одежда подчеркивала талию. Контуры тела скорее подчеркивали, а не драпировали с помощью одежды. В отличие от мальчишеского стиля эмансипе, теперь женщины стремились иметь более пышные формы и подчеркивали их женственность, а реклама рассказывала им, как избежать чрезмерной худобы.
1950 – Мэрилин Монро
Секс-символы 1950-х обладали фигурой типа «песочные часы», длинными ногами и пышной грудью. Идеальными считались такие фигуры как у Мэрилин Монро и Грейс Келли.
1960 - Твигги
Вместе с сексуальной революцией 1960-е принесли с собой новый идеал красоты женского тела: худая фигура и длинные ноги. Модель Твигги Лоусон стала знаменитой благодаря своему хрупкому телосложению, очень маленькой груди и мальчишескому образу – кивок в сторону эмансипе.
Уже в 2010 году Твигги выступала против идеала худобы. «Я была очень, очень худой в 60-х, но это было от природы… я так выглядела. Я была похожа на отца, который всегда был очень худым, так что я думаю, что это генетика».
Новый идеал красоты запрещал пышные формы и любой намек на женскую зрелость, вместо этого предлагая выглядеть как подросток.
Однако в конце 1960-х появился образ хиппи, с более женственными формами и прямыми длинными волосами. Фигурой типа «песочные часы» обладали такие знаменитые актрисы как София Лорен и Бриджит Бардо.
1970 – Фэрра Фосетт
Идеалом красоты в 1970-е было загорелое, стройное, подтянутое тело – спортивный и естественный образ, с минимумом макияжа или вовсе без него. Одной из самых красивых женщин десятилетия считалась актриса Фэрра Фосетт.
В это время продолжал превалировать идеал худобы, как у Твигги, который начал оказывать серьезное влияние на женское здоровье и пищевые привычки. В 1970-е впервые широко распространилась нервная анорексия, а певица Карен Карпентер сидела на изнуряющих диетах, которые привели ее к безвременной смерти в 1983 году. В эту эпоху также получили распространение таблетки для похудения, которые часто содержали потенциально опасные амфитамины для подавления аппетита.
1980 – Джейн Фонда
Спортивный тип фигуры становился все более популярным, и очень мускулистые, худые женщины считались невероятно привлекательными. Быть стройной считалось идеальным, быть худой и сильной – еще лучше.
Актриса Джейн Фонда стала лицом фитнес-бума, и видеозаписи с ее уроками аэробики расходились миллионными тиражами. Теперь диета стала не единственным способом поддерживать идеальную фигуру.
Самые популярные модели 80-х стали еще стройнее и выше – Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер. В эти годы 60% моделей журнала Playboy имели вес на 15% ниже здорового веса, соответствующего их росту.
1990 – Кейт Мосс
В 1990-е модели стали еще значительно худее. Появление Кейт Мосс в рекламных кампаниях 1993 года для Calvin Klein ввело в употребление термин «героиновый шик» - в моду вошли бледная кожа, угловатая фигура и крайне худые руки и ноги. Правда, при этом еще приветствовалась большая грудь, как у Памелы Андерсон в сериале «Спасатели Малибу».
Этот образ отличался от идеала 1980-х, где в моде были подтянутые, здоровые фигуры. В центре внимания теперь была только худоба и угловатость.
Начало 2000 – Адриана Лима
2000-е годы принесли с собой новый идеал красоты: высокая, стройная, подтянутая фигура с длинными ногами и большой грудью, как у модели Victoria's Secret Адрианы Лима.
Идеал красоты женского тела претерпевал изменения на протяжении 20 века: временами в моду входили то крайняя худоба, то женственные формы и пышный бюст. Но в последние десятилетия эти два противоположных образа соединились в современный синтез того, что теперь считается красивым: почти болезненно худая угловатая фигура в сочетании с выраженным бюстом.
Вес и пропорции популярных икон стиля, или индекс массы тела (ИМТ), на протяжении нескольких десятилетий постоянно оставались ниже, чем у среднестатистической женщины.
Двадцать лет назад модели в среднем весили на 8% меньше, чем обычные женщины. Сегодня они весят меньше на 23% . Большинство моделей обладает весом, который считается клинически анорексичным.
К концу 20 века стандарты красоты женского тела остались нереалистичными и недостижимыми для большинства женщин. Целый ряд факторов способствует тому, что женщины имеют низкую самооценку.
Современные стандарты красоты женского тела, которые навязывают средства массовой информации и индустрия красоты, вызывает у женщин тревогу, депрессию и недовольство своим телом. В итоге многие страдают пищевыми расстройствами, стремясь похудеть любой ценой. Многие женщины, имеющие нормальный вес, считают себя слишком полными. Большинству из них никогда не удастся достичь этого идеала, и они останутся недовольны тем, как выглядит их тело, а если и добьются желаемого веса, он будет потенциально опасным для их здоровья.
В ответ на широко распространенное негативное отношение к своему телу и нездоровые пищевые привычки ряд компаний, средств массовой информации и медицинских учреждений проводят кампании, которые способствуют позитивному восприятию женщинами своего тела, независимо от веса, размера и формы.