Женский журнал Женский клуб

Главная Шоу-бизнес Сериалы "Рабыне Изауре" 25 лет
"Рабыне Изауре" 25 лет
20.07.2005 01:21

Бразильская теленовелла "Рабыня Изаура", 12 лет назад покорившая сердца российских зрителей, недавно отпраздновала свое 25-летие. Этот сериал стал самым продаваемым за всю историю бразильского телевидения. Его посмотрели в 78 странах (по другим данным - в 130), и его справедливо считают самой успешным детищем "Глобо".
"Escrava Isaura", Globo, 1976-77 гг., 100 серий по 60 минут
Автор сценария Жильберто Брага (по мотивам романа Бернардо Гимараэнса) Режиссеры Эрвал Россано, Мильтон Гонсалвес
Песню Retirantes исполняет Доривал Жаймми

Две колхозницы. Одна тащит три тяжеленные фляги, другая на вилах - целую копну сена. Делятся:
- Когда Леонсио отправил Изауру на плантацию, у меня сердце кровью облилось!
Анекдот

Изаура - классика жанра

В России "Рабыню Изауру" показали по Центральному телевидению в конце 1988 года. С 16 октября были показаны первых пять серий - на пробу. Никто и не ожидал, что успех будет таким ошеломительным: улицы вымирали, дворы пустели, события каждой серии обсуждались во всех трудовых коллективах и учебных заведениях. Именем героини называли детей, продвинутые дамы делали пластические операции "под Изауру", а дачные участки на всей территории великого и могучего все, не сговариваясь, начали называть фазендами. Голос же актрисы Елены Бушуевой, кои заговорила Изаура, стал родным для миллионов советских женщин. Каждая узнала бы его в любое время дня и ночи по первому слову или стону... Спустя несколько лет кое-кто всерьез утверждал, что "Рабыня" повинна в развале Советского Союза.

За прошедшие годы мы увидели немало, казалось бы, более качественных и более дорогостоящих теленовелл, но "Рабыня Изаура", увиденная нами в страшно сокращенном варианте, осталась в сердцах многих, как первая любовь, единственная и неповторимая, классика жанра.

"По сравнению с другими латиноамериканскими сериалами, наполнившими несколько позднее экран, она обладала целым рядом достоинств, в частности: литературной опорой на классический бразильский роман прошлого века, красивыми натурными съемками, огромным количеством великолепных исторических костюмов, аксессуаров быта и... лошадей", - сообщит к 10-летию выхода "Изауры" на российский экран журнал "Огонек".

Роман с продолжением

Литературная первооснова бразильской теленовеллы - роман "Рабыня Изаура" принадлежит перу классика бразильской литературы XIX века Бернардо Жоакима да Силва Гимараэнса (на португальском фамилии звучит как "Гимараинш"), жившего и творившего на протяжении почти всего 19-го века.

Книга впервые увидела свет в 1875 году, когда многие уже полюбили ее героев по газетным публикациям. Как известно, в прежние времена и столь известные авторы как Александр Дюма не брезговали зарабатывать деньги, публикуя в газетах "роман с продолжением". Романтическими произведениями зачитывались и в Бразилии, но страдания юной белокожей рабыни-землячки оказались много интереснее, чем приключения далеких и потому экзотичных Д'Артаньяна или Айвенго, и автор довольно быстро стал самым популярным романистом в стране. Разумеется, вскоре появились и переводы.

Роман "Рабыня Изаура" был весьма прогрессивным для того времени. Во-первых, положительной героиней была честная, несчастная и угнетенная девушка, а злодеем - "благородный" сеньор, джентльмен, богатый владелец кофейной плантации, порочный аморальный тип. Во-вторых, он клеймил позором рабство, которое будет отменено в Бразилии только в 1888 году. В-третьих, до него все делали ставку на приключениях, на "экшн", а "Изаура" превозносила чувства, идеалы.

Бесхитростный роман, написанный не без влияния "Хижины дяди Тома", даже строгие критики называют источником, из которого пьют поклонники бразильской литературы, чтобы "ощутить аромат и вкус Бразилии". Луселия Сантос, сыгравшая главную роль, до настоящего времени продолжает получать по тысяче писем в день.

- Обычно такой "обвал" происходит, когда очередная страна закупает мой сериал, - рассказала наведавшимся к ней корреспондентам российской "Экспресс-газеты актриса. - Успех "Изауры" растянулся на много лет, и я сейчас узнаю по почте, где крутят новеллу. Валом шли письма из Бразилии, потом из Португалии, США, Латинской Америки, Европы.... В этом загадка "Изауры" - она нравится буквально всем. Люди влюбляются в этот сериал и даже меняют свои привычки из-за него.

Съемки теленовеллы проходили большей частью на двух старинных фазендах неподалеку от столицы Бразилии, а иногда - в местечке Санта-Круз.
Луселии было в то время всего 18 лет, и это была ее первая роль на телевидении, куда ее пригласили, увидев в театральных постановках.

В отличие от большинства других сериалов, где главный мужской персонаж обычно исправляется из-за любви к своей избраннице и после длинной борьбы, женится на ней, главный "герой" в "Изауре" - и не герой вообще. В блистательно сыгранным Рубенсом де Фалько Леонсио мы наблюдаем воплощенное зло, самую презренную личность, которую когда-либо кто-то видел. Этот зловещий персонаж критики ставят в один ряд с лучшими злодеями киномира - Майклом Корлеоне, Дартом Вейдером и т.д. Его Леонсио верно представляет самый плохой кошмар каждого раба, и использует его, наслаждаясь каждой минутой. "Любовь" Леонсио к белой рабыне - поистине демоническая страсть. Отказ Изауры принять ее, несмотря на обещание сделать ее своей королевой, выявляет в нем все самое плохое. И так продолжается до тех пор, пока он не совершает окончательный грех: убивает в огне пожара двух невинных людей, что подчеркивает сатанинский подтекст его характера. В сериале много прекрасных актеров, но мощная актерская работа Фалько затмила их всех. Тут он - истинный классик во всех смыслах этого слова.

Пагубная страсть

В долине Параиба, недалеко от Рио, на самой обычной, типичной фазенде (ферме то бишь) командора Орасио Корреа де Альмейда (Жильберто Мартиньо), владельца нескольких плантаций, на которых трудятся рабы, живет молоденькая мулатка Изаура (Луселия Сантос). Необъяснимая прелесть черт ее лица, кожа цвета слоновой кости и точеная фигурка делают девушку в глазах окружающих мужчин очень привлекательной. Кроме того, она очень талантлива и получила самое лучшее образование, какое только могла получить женщина в то время.

Жена владельца фазенды дона Эстер (Беатрис Лира) когда-то сжалилась и взяла в дом малышку, мать которой, чернокожая рабыня Жулиана (Леди Франсиско) умерла в родах. Отца сиротки, управляющего Мигеля (Атила Йорио), командор разжаловал и прогнал - не смог перенести, что этого наглеца-португальца предпочла ему красотка-негритянка, и тот, разумеется, не мог и подумать, чтобы забрать у Альмейды хозяйское "имущество" - свою дочь Изауру. А рабовладелец вымещает на бедняжке свою ненависть к ее покойной матери.

Эстер, женщина утонченная и благородная, не слишком счастлива в браке. Единственный сын, Леонсио (Рубенс де Фалько), рос жестоким и избалованным мальчишкой, который, казалось, унаследовал от отца все самое худшее. Чудная девочка, которую она взяла на воспитание, стала единственной отрадой жены командора. Она научила ее читать, писать, петь и играть на фортепиано (в этом Изаура достигла небывалых высот), танцевать и говорить на иностранных языках. Повзрослев, воспитанница, несмотря на всю свою любовь к хозяйке и покорность, в силу полученного образования и воспитания, особенно остро переживает трагедию своего рабского положения и мечтает о свободе. Эстер и сама хотела бы освободить свою любимицу, да побаивается, что в таком случае лишится компаньонки, которая для нее как дочь и без которой ее жизнь станет совсем невыносимой. Она хочет, чтобы Изаура обрела свободу в день ее смерти, но жизнь и ее родные распорядилась иначе.

После трех лет обучения в Европе на фазенду "с развращенной душой и сердцем" возвращается Леонсио, который с первого взгляда влюбляется в Изауру и пытается всеми правдами и неправдами овладеть ею. Женитьба на дочери старинного друга отца (ради укрепления связей между их семьями, а более всего - ради денег!) синеглазой Мальвине Фонтора (Норма Блюм), с детства влюбленной в него, ничего не меняет. Мальвина же долгое время ни о чем не подозревает. Она восхищается Изаурой и не понимает, почему командор и Леонсио не хотят дать ей свободу.

После смерти жены Альмейда-старший уезжает с любовницей певичкой Кармен (Анжела Леал), оставив хозяйство на сына, что еще большое осложняет положение Изауры. По возвращении сердце командора смягчается, и он почти освобождает Изауру, но смерть отца сохраняет ее в качестве собственности наследника.

К числе покоренных Изаурой, кроме Леонсио и урода-садовника Бельшиора (Карлос Дюваль), двойника Квазимодо из "Собора Парижской Богоматери", прибавляется молодой владелец соседней фазенды Тобиас Паэз Видал (Роберто Пирилло). Он случайно во время прогулки встретился с девушкой, не подозревая, что та - рабыня. Узнав правду, он, решив жениться, пытается выкупить Изауру, но Леонсио ему отказывает, как и ее отцу, Мигелю, который также предлагает ему деньги. Мальвина начинает понимать, что ее супруг не просто так вцепился в рабыню. Она приходит на встречу с молодым человеком, чтобы поговорить об Изауре, а ее муж, приняв Мальвину за Изауру, в припадке ревности поджигает дом, куда они оба зашли. Тобиас и Мальвина сгорают заживо по его вине.

Теперь Леонсио некого стесняться, и он превращается каждый день предмета своей страсти в 24-часовую пытку. В чем ему немало помогает рабыня по имени Роза (Лея Гарсия), всегда завидовавшая Изауре и ненавидевшая ее за особое положение в доме хозяев. Узнав, что дочь собираются послать работать на плантацию, где нежная девушка непременно бы погибла, Мигель спасает ее. Они сбегают от Леонсио, который тут же объявляет награду за информацию о беглянке.

Мигель и Изаура обосновались в городке Ресифе, где их никто не знает, сменив имена на Ансельмо и Эльвира. И все бы, возможно, обошлось, если бы в Изауру не влюбился, случайно повстречав на улице, молодой юрист, страстный борец против рабства и наследник миллионного состояния Альваро Сантана де Соуза (Эдвин Луизи). Его чувства не остались безответными, но Изауре никак не хватает смелости признаться, кто она такая на самом деле. По этой причине девушка вынуждена принять приглашение Альваро и пойти с ним на бал, хотя ее мучают дурные предчувствия.

На балу некий Жоан Баптиста Мартиньо (Андре Валли), узнав по приметам в неизвестной красавице беглую рабыню, за поимку которой назначена награда, объявляет правду всем присутствующим. Разразился скандал, но Альваро не растерялся - он предложил Мартиньо деньги за молчание. Однако напрасно он рассчитывал на порядочность этого мерзавца - вскоре в Ресифе приезжает Леонсио с вооруженной охраной и забирает Изауру на фазенду. Там злодей сообщает своей жертве, что она должна стать женой урода-садовника, и тогда, дескать, получишь свободу. Месть не состоялась - в день свадьбы приезжает Альваро с выкупленными им долговыми расписками Леонсио. Теперь он становится хозяином фазенды и, следовательно, всех рабов, включая самую красивую.

Леонсио кончает жизнь самоубийством, Роза, пытаясь отравить Изауру, сама случайно принимает яд и тоже умирает. На фоне мертвых злодеев все счастливы, включая рабов, которых Альваро и Изаура тут же освободили.

Ирина Грушина