Женский журнал Женский клуб

Главная Шоу-бизнес Звезды и роли Прекрасный сфинкс Маргарита Терехова
Прекрасный сфинкс Маргарита Терехова
26.09.2010 06:00

Маргарита ТереховаЕсть два понятия, которые внешне очень похожи и для невнимательного глаза практически тождественны, но которые принципиально различны. Существуют актёры одной роли, те, которым лишь однажды улыбнулась удача и муза и которые больше ничем не проявили себя, и актёры, которые имеют в своём послужном списке множество великолепных работ, но при этом у широкой публики ассоциируются с каким-либо одним из воплощённых персонажей. Так вот, Маргарита Терехова, принадлежит ко второй категории – нет сомнений в её актёрском даровании и женском обаянии, но для подавляющего большинство наших зрителей она прежде всего коварная, но чертовски обворожительная миледи из фильма «Три мушкетёра».

Через тернии…

Маргарита ТереховаМаргарита Терехова появилась на свет 25 августа 1942 года в месте, вряд ли способном претендовать на статус театрального центра, в городке Туринске Свердловской области. Но время было суровое, военное, так что в нахождении в уральских городках театральной семьи было не больше необычного, чем вообще было непривычного в те дни. А семья у будущей народной артистки России была абсолютно театральная: отец, Борис Терехов, был актёром Свердловского театра, мать, Галина Томашевич, также была актрисой. К сожалению, актёрская семья, как это нередко бывает, долго не просуществовала, родители расстались, и мама фактически вырастила и воспитала дочь сама. Вскоре после рождения Маргариты её с родными эвакуировали в Узбекистан, в столице которого, Ташкенте, и прошло её детство.

 

Именно Ташкент Маргарита Терехова и считает своим родным городом. При этом с Ташкентом у неё не связано абсолютно никаких актёрских ассоциаций, более того, уже до вполне взрослого возраста она и не помышляла о том, чтобы последовать примеру родителей. В школе помимо непосредственно учёбы основным увлечением Тереховой был баскетбол, она подавала серьёзные надежды в плане профессиональной спортивной карьеры и была капитаном школьной команды. Однако, по мере взросления, спорт ей наскучил, и после окончания школы в 1959 году она поступила в Среднеазиатский государственный университет в том же Ташкенте на физико-математический факультет. Однако двух лет обучения на физмате оказалось достаточно для того, чтобы понять: точные науки юной красавице (привлекательной внешностью Терехова могла похвастаться уже с подросткового возраста) неинтересны. А тут ещё живой пример мамы-актрисы подогрел интерес – и вот уже в 1961 году Маргарита оставляет Ташкент и отправляется в Москву. Правда, отсутствие конкретной информации чуть было не сыграло с девушкой злую шутку, она приехала в столицу в тот момент, когда вступительные экзамены в театральные ВУЗы в основном закончились. Экзамены во ВГИК Терехова не прошла, но здесь удача ей улыбнулась: её заметил театральный педагог Юрий Завадский и взял на учёбу в свою студию при Театре имени Моссовета, которую Маргарита благополучно окончила спустя три года.

До «Мушкетёров»…

Маргарита ТереховаИ сразу же стала актрисой Театра имени Моссовета, причём начала свою самостоятельную театральную карьеру ни много ни мало с роли Клеопатры в спектакле «Цезарь и Клеопатра». Обладающую чувственной красотой молодую актрису не могли долго игнорировать кинорежиссёры, так что уже в 1965 году Маргарита дебютировала и в кино с картиной «Здравствуй, это я!», а спустя год снялась в романтической драме «Бегущая по волнам». Фильмы были успешны, и Терехова имела прекрасные шансы стать новой романтической героиней советского кино, но здесь внесла свои коррективы жизнь. На съёмках фильма «Бегущая по волнам» актриса познакомилась с болгарским актёром Саввой Хашимовым, между молодыми людьми начался роман, который привёл к рождению дочери Анны и образованию семьи. Но Маргарита Терехова повторила невесёлую судьбу своей матери – и её актёрская семья оказалась недолговечной и в 1969 году распалась. При этом Маргарита и Савва сумели сохранить добрые отношения, но семейные дела и рождение дочери на несколько лет сделали творческую карьеру актрисы менее интенсивной.

Новый виток и на гораздо более высоком уровне её карьера получила уже в 1970-е годы. Жизненные трудности изменили не только Терехову-человека, но и Терехову-актрису: всё очевиднее было превращение юной пылкой красавицы в красавицу роковую, сдержанную и при этом удивительно глубокую. И когда великий режиссёр Андрей Тарковский задумал снять во многом автобиографическую картину «Зеркало» (1974 год), он пригласил на две главные женские роли именно Маргариту Терехову, которая великолепно справилась с заданием маэстро и создала один из самых лиричных, спокойных и при этом запоминающихся женских образов в отечественном кино. После этого на Терехову как актрису взглянули по новому и режиссёры более «лёгких» жанров: действительно всенародную известность она обрела в 1977 году, после главной роли музыкальном фильме Яна Фрида «Собака на сене», в котором она составила запоминающийся дуэт с Михаилом Боярским. Но главный дуэт с Боярским ждал её впереди…

…И после «Мушкетёров»

Речь, разумеется, о «Трёх мушкетёрах», вышедших на экраны в 1979 году и моментально, уже в ходе первых просмотров ставших поистине культовым фильмом. Между тем Маргариту Терехову утвердили на её самую известную роль, злодейки миледи, далеко не сразу, были другие вполне реальные кандидатки, но здесь помогла принципиальная позиция режиссёра Юнгвальд-Хилькевича, который видел в этом образе только Терехову. И он не прогадал – это как раз тот случай, к которому подходят слова «никогда ещё зло не было так прекрасно». После исполнения роли миледи Терехова сразу стала тем, что в современном лексиконе именуется словосочетанием «секс-символ». Пусть в дальнейшем актриса снималась реже (в 1990 годы практически прекратив киносъёмки и сосредоточившись на театральной работе), но никто не может сказать, что она была не востребована в профессиональном плане. Достаточно назвать её роль в картине «Только для сумасшедших» (1990 год), за которую она получила несколько призов на международных кинофестивалях.

В настоящее время Маргарита Терехова уже дебютировала в качестве кинорежиссёра, поставив в 2005 году чеховскую «Чайку». Сама она сыграла Аркадину, а две другие роли исполнили её дети – дочь Анна и сын Александр, родившийся в 1981 году.

Александр Бабицкий