Женский журнал Женский клуб

Главная Шоу-бизнес Звезды и роли Главные песни о старом - театр У Никитских ворот
Главные песни о старом - театр У Никитских ворот
25.07.2005 20:38

театр У Никитских воротУже в первый свой приезд театр "У Никитских ворот" влюбил в себя практически всех израильских зрителей, пришедших на его спектакли. И нельзя сказать, что у нас с вами короткая память на такие события в нашей не слишком часто балующей столь яркими красками жизни. Судя по аншлаговым настроениям среди распространителей, и на этот раз страстей по Розовскому не миновать. Народ билеты купил и теперь подсчитывает, сколько осталось дней до обозначенной на них дате. Пожалуй, на успех такого масштаба не рассчитывал никто.

 

Опять аншлаг?

Израильский "русский" зритель еще раз доказал непредсказуемость своего выбора, предпочтя иным звездам первой величины, коими его постоянно приманивает та или иная антреприза (и нередко с грустными последствиями - разочарованиями и скукой) спектакль мало кому знакомого по "прошлой" жизни театра, где истинной звездой является один лишь Розовский. Остальные, как говорит сам руководитель, - "мастера, а не звезды", потому что они, как теперь говорят, "не раскрученные" телевидением и кинематографом.

Да и как же их раскручивать, скажите на милость, если они нагишом по сцене не скачут и забойных шлягеров про короткие юбчонки не распевают? Но, поскольку на всех их спектаклях всегда аншлаги, все же кое-какая информация на ТВ нет-нет да и просачивается. Деваться некуда - зритель приходит, смеется, подпевает, порой плачет, но всегда почему-то не хочет уходить домой после того, как все отыграно и отаплодировано. Гастроли опять же с аншлагами - по России и зарубежью вплоть до самого дальнего - как такое скроешь, как умолчишь?

Попав впервые в Израиль в 1992 году, Марк Розовский был, мягко говоря, не слишком очарован его провинциальностью и уклоном в Восток.

В чем же секрет израильского успеха театра "У Никитских ворот", почему наш зритель его принял сразу и бесповоротно? Пожалуй, лучше всех это понял и сформулировал режиссер:

Время было чудовищное, человечные песни созданные в бесчеловечное время. Переломить человека нельзя, мы родились в такое время, я в самое тяжелое время, но потому, что мои папа и мама полюбили друг руга, были счастливые, песни - как протест
Огромный пласт нашей культуры

Двадцатилетний режиссер

Марк Григорьевич Розовский родился в 1937 году в Петропавловске-Камчатском. Учился он в знаменитой 170-й московской школе, которую закончили актеры Андрей Миронов и Василий Ливанов, писатель Эдвард Радзинский и театральный критик Александр Свободин, журналист Анатолий Макаров... Поступил на факультет журналистики МГУ, но по дороге к диплому неожиданно в двадцатилетнем возрасте стал отцом-основателем и режиссером эстрадной студии "Наш дом" при родном университете. И одиннадцать лет прекрасно существовал в этом образе, пока тяжелая рука Советской Власти не прикрыла этот рассадник свободомыслия.

А ведь речь идет о театре, крестным отцом которого был А.И. Райкин, а из его стен вышли А. Филиппенко, В. Славкин, М. Филиппов, Л. Петрушевская, М. Дунаевский, Г. Хазанов, С. Фарада.

Если говорить о коммерческом интересе, то было бы намного логичнее привезти в Израиль что-то другое, не "Песни нашей коммуналки", то есть труппу из 16 человек, а что-то поменьше, пограндиознее, как и делают многие антрепризы. Можно было бы обойтись без полного комплекта декораций. Он же выбрал этот спектакль - не только потому, что гордится этой работой, но и ради нас, тех, кто продолжает дорожить воспоминаниями о своем детстве и юности.

Хочу предупредить, что "Песни нашего двора", спектакль, который мы привозили в прошлый раз, - это совсем другое. Другой спектакль, совсем другие песни, которые совсем по-другому поставлены, много чисто театральных решения, декорации. Асболюьно полноценный спектакль, как бы продолжение того, первого, "Песен нашего двора". В нем много танецевальных, лиричных, сатиричных моментов. Нет ностальгиив чистом виде, но есть воспроизведение того нелегкого времени, ведь воспоминание и о тяжелом может быть приятным.

Мнения есть разные. Одним, как Новодворской, кажется, что звучат исключительно "песни нашего концлагеря, чисто домашние, не официозные, полные оптимизма и соглашательства". Другие, категорически не согласные с ней, думают, как покойный Булат Окуджава, что все новое и хорошее "равноценно оплачивается, ничего нельзя важного и нужного приобрести, не потеряв при этом тоже важное и нужное. К примеру, уходят в прошлое - постепенно, конечно, - концлагеря, доносы, страхи, но с ними уходит и то, что этому противостояло, что помогало все это превозмогать: вера, взаимовыручка, культура, духовность".

Читать дальше От БДТ до Бродвея