В 19-м веке различие между высокой модой и производством готового платья было не так велико. Но к 1910 году эти два вида индустрии заметно разошлись. Синдикат моды и производства одежды был переименован в Парижский синдикат высокой моды, были созданы особые правила для членов, которые регулировали уникальность дизайна и качество пошива (одежда должна была шиться по мерке клиента), а также продажу моделей и их повторение. Дизайнеров высокой моды волновало незаконное копирование их произведений.
В 1921 году знаменитая кутюрье Мадлен Вионне созадала ассоциацию PAIS, которая должна была защищать оригинальный дизайн одежды haute couture. Платья фотографировали со всех сторон, и эти фотографии вместе с описанием регистрировали в PAIS. Это должно было противодействовать незаконному копированию – описания и снимки можно было использовать как доказательства авторства. В 1943 году эта функция перешла к Синдикату.
В 1929 году Синдикат открыл школу для дизайнеров одежды под эгидой министерства образования. В ходе трехлетнего обучения сначала учили практическим навыкам шитья, а затем технологиям конструирования одежды и созданию оригинального дизайна. Подобные школы и курсы продолжают действовать и сейчас.
В 1930 Синдикат учредил календарь модных показов, которые координировались между собой, проходили по очереди, не конкурировали друг с другом и собирали все большее количество журналистов и иностранных покупателей.
В 1939 году в Париже было семьдесят салонов высокой моды. Но, конечно, во время Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован нацистами, модная индустрия сильно пострадала. Немецкие власти хотели перенести центр модной индустрии в Берлин или Вену, но президент Синдиката высокой моды, кутюрье Люсьен Лелон, смог убедить оккупантов оставить все как есть.
Послевоенный период
После освобождения Парижа высокой моде предстояло заново завоевать покупателей и производителей Северной Америки, чтобы восстановить престиж французской моды и пострадавшую экономику. Еще в довоенные годы главными клиентами модных домов стали коммерческие закупщики и модная пресса, а после войны эта тенденция лишь закрепилась. Это особенно очевидно по расписанию показов, утвержденному Синдикатом высокой моды: сначала модели демонстрировали американским закупщикам, потом европейским и только затем частным клиентам.
Послевоенное признание парижской высокой моды как международного центра было подтверждено в 1947 году, когда американский модный журнал Harper’s Bazaar громко приветствовал новый модный дом Christian Dior, основанный в 1945.
Новые правила
В 1945 году Парижский синдикат высокой моды представил более строгие правила регулирования, чтобы задать более высокую планку качества высокой моды. Ее разделили на два класса: Couture и более престижный Couture-Création. Членство модных домов в Синдикате стало ежегодно пересматриваться. Чтобы подтвердить членство в классе Couture-Création, модный дом должен был показывать коллекции минимум из двадцати пяти моделей каждую весну и осень, демонстрировать их должны были манекенщицы в «подобающем» помещении в Париже. Правила также описывали технику исполнения оригинальных моделей, повторение их для клиентов, количество примерок и продажу одежды.
Пятидесятые были годами процветания – появлялись новые модные салоны. Самыми крупными модными домами стали Christian Dior, Pierre Balmain и Jacques Fath. В послевоенные годы экономика модных домов все больше смещалась в сторону коммерческих закупщиков. Дизайн кутюрье копировали как для ограниченных линий, так и для масс-маркета. Дома haute couture продавали оригинальные модели, а также туали и бумажные выкройки в соответствии с регламентом Синдиката.
Эта ситуация стимулировала развитие разных видов прибыльной деятельности модных домов. Christian Dior создал лицензионное соглашение с Christian Dior, New York, а Jacques Fath вышел на американский рынок готовой одежды совместно с Joseph Halpert. Многие кутюрье открывали бутики при своих салонах, где продавали менее дорогие версии своей одежды и аксессуары (первым это сделал Поль Пуаре еще в самом начале двадцатого века).
В 1950 году была основана ассоциация Les Couturiers associés, куда вошли Jacques Fath, Robert Piguet, Jean-Marc Paquin, Marie-Louise Carven и Jean Dessès, которые продавали готовую одежду во французские магазины. Другие подобные ассоциации были нацелены на международных продавцов и прессу. Их деятельность закончилась, когда модные дома стали выпускать коллекции «прет-а-порте», готовой одежды.
В пятидесятые годы индустрия высокой моды процветала под управлением Синдиката. В 1959 году его члены продали одежды на двадцать миллионов франков, три тысячи работников были заняты в индустрии на постоянной основе.
Парижская модная индустрия была так успешна, что и в других странах стали возникать подобные. Во время Второй мировой войны в Лондоне и в Барселоне были созданы ассоциации дизайнеров высокой моды, а в Италии и Канаде – после войны. Однако никому не удалось достичь того уровня престижа и экономической выгоды, который был в Париже. Ведь французская система сложилась исторически на основе взаимодействия с производителями роскошных тканей, украшений, лент и прочих аксессуаров, а также с использованием труда квалифицированных мастеров.