1960-е стали политически насыщенным десятилетием, ознаменованным революциями и переменами. На Луну приземлился первый космический корабль «Аполлон-11», был принят Закон о гражданских правах 1964 г., бушевала война во Вьетнаме. Мир охватила битломания, в продаже появились противозачаточные таблетки, начался новый культ юности, так называемый «молодежный бунт», который охватил многие стороны жизни. В самом центре этих серьезных политических и социальных перемен возникла одна из самых несокрушимых и противоречивых икон этого века – мини-юбка.
Как это ни удивительно, но мини-юбка, этот маленький сексапильный кусочек материи, существующий еще с древних времен, воплотил в себе самые удивительные парадоксы нашего времени. Мини-юбка – символ силы и хрупкости, зрелости и игривости, независимости и желания угодить, попытка прикрыть и обнажить. Презираемая и в то же время любимая многими, она взорвала политическую сцену и привлекла внимание как женщин, так и мужчин, к тому, что было спрятано долгие годы – к женским ножкам.
Юбки в начале ХХ столетия и начало перемен
Хотя мини-юбка существует столько же, сколько существуют на Земле цивилизации, лишь недавно она стала причиной серьезных политических и социальных явлений. В середине ХIX века женщины считались слабым полом. Политика, бизнес и спорт были неподходящими и опасными занятиями для женщин, а жесткие корсеты и длинные стесняющие движения юбки только подтверждали это мужское мнение.
Однако, после окончания Первой мировой войны началась волна женской эмансипации и послевоенного эскапизма, которые стали причиной зарождения стиля «эмансипе». Этот стиль объединил в себе характеристики противоположных полов, а женская юбка поднялась до колена.
После окончания войны ограничения в плане одежды были отменены, и женщины захотели выглядеть элегантно и женственно. В связи с этим индустрия моды представила обществу «Новый образ», который сумел воплотить в одежде Кристиан Диор. Новый образ заключал в себе зрелость и элегантность, представляя женскую фигуру, окутанную длинными пышными юбками, в виде песочных часов. В то время как Новый образ отражал «лучшие годы нашей жизни», идеология потребления, расцвет которой наступил после окончания Второй мировой войны, пижоны и поколение битников уже сеяли семена недовольства материализмом 1950-х – недовольства, которое обретет полную силу в 1960-е и навсегда кардинально изменит длину женских юбок.
1960-е и политика мини-юбки
Подростки создают свое собственное политическое (и модное) пространство. До 1960-х молодые женщины обязаны были одеваться так же, как их матери, а именно: в соответствии с парижской модой. Вспоминая конец 1950-х, английский модельер Сэлли Таффлин заметила: «Тогда вообще не существовало одежды для молодых людей. Молодая девушка выглядела так же, как и ее мама». Однако протесты и требования молодежи о выражении своей индивидуальности показали, что молодые люди обретают осознание себя как отдельной и целостной группы, которая способна отвечать на политические события иначе, чем их родители. Подростки больше не хотят следовать правилам буржуазной морали и создают пространство, в котором царят другие модные тенденции, представляющие их собственные политические взгляды.
Мини-юбка как инструмент и проявление феминизма. Феминистическое движение тоже способствовало возникновению новой моды для женщин. В 1953 году американка Бетти Фридман публикует книгу «Загадка женственности», в которой она разрушает миф о счастливой домохозяйке и заявляет о желании женщин пробовать себя в других социальных ролях. Кроме того, в 1960-х резко увеличивается число женщин, учащихся в университетах и пополняющих ряды работающих людей. Этот процесс набирает обороты после создания бюро по временному трудоустройству, которые дают возможность женщинам выбирать, где и когда они хотят работать.
Также в этот период были приняты законы, направленные на защиту прав женщин, как замужних, так и разведенных. Возможно, самым важным событием того времени стало изобретение противозачаточных таблеток , которые избавили женщин от страха перед нежеланной беременностью и возвестили наступление сексуальной революции. Привычный образ женщины резко изменился: из жены и матери она превратилась в молодую, свободную, беззаботную девушку, которая гордится своей сексуальностью и уверена в своих силах. А инструментом для выражения этой набирающей силу тенденции становится мини-юбка.
Появление нового класса – молодежного общества потребления. Молодежь все громче бунтовала и выдвигала свои требования. У молодых людей появились деньги – и гораздо больше, чем когда-либо. Внезапно они стали самым влиятельным классом потребителей, и они требовали моду, выражающую дух юношества. Это был вызов всей модной индустрии, престиж которой подвергался сомнению, ведь ее обвиняли в неуместности и несоответствии времени. Для удовлетворения потребностей молодежного рынка стали появляться новые дизайнеры и бутики. Их покупателями стали не только молодые девушки, которые теперь могли позволить себе одеваться так, как они хотят, но и их мамы, которые изо всех сил старались быть похожими на своих дочерей.
1980-1990-е – деловая мини-юбка
После периода юношеской бесполой андрогинности модная индустрия снова обратилась к женственным формам, и мини-юбка стала частью нового образа сильной, властной деловой женщины в костюме. Популярные героини телевизионных сериалов, такие как Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе», укрепили «репутацию» мини-юбки, как одежды для сексуальных и умных женщин. Мини-юбка больше не считалась одеждой для подростков. Теперь она стала символом элегантной, длинноногой и независимой бизнес-леди немного за тридцать.
Мини-юбка в ХХI веке
Несмотря на то, что в момент своего появления на свет мини-юбка была встречена всеобщим неодобрением и даже ожесточенностью, она и не думает исчезать из женского гардероба. Напротив, она господствует на западных подиумах и в модных журналах – и она стала еще короче. В 2008 году компания Samsung выпустила новый сотовый телефон под названием «Сезон мини-юбок 2», который, не имея ничего общего с мини-юбкой внешне, предназначался для женщин, которые хотят «общаться, играть, любить».