Россиянам и всем бывшим гражданам Советского Союза, для которых Новы год был самым светлым, самым радостным, самым искренним, самым негосударственным и самым любимым праздником, казалось и кажется, что он существовал всегда и повсюду. Просто потому, что Новый год как счастье – он есть, его не может не быть. Однако, как у любого праздника, как у любого события и явления, у Нового года своя история, имеющая свои особенности в зависимости от эпохи и страны.
Новый год: различные времена, различные культуры
Совершенно логично было бы предположить, что Новый год имеет весьма древнюю историю. И не только тот Новый год, который с размахом празднуется в наших домах с 31 декабря по 1 января, а затем с передышками ещё приблизительно до 13 января. Празднование окончания старого года как временного цикла и начала года нового наблюдается в истории везде и сразу, где и как только появляется календарь как система отсчёта времени. Впервые Новый год как отдельный праздник запечатлён в древних цивилизациях Востока – в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат) и Древнем Египте, в конце третьего – начале второго тысячелетий до нашей эры. Первоначально календари строились по иным принципам, нежели общепринятый современный григорианский календарь, в основу были положены астрономические и климатические изменения.
В Междуречье Новый год отмечали в течение почти двух недель в конце марта, когда наблюдалось повышение уровня воды в Тигре и Евфрате, что означало успешный земледельческий сезон. Схожая логика празднования Нового года нашла своё отражение и в Египте, только здесь разлив Нила, означающий обеспечение урожая на сезон вперёд, приходился на середину осени, поэтому и Новый год отмечали именно тогда. С климатом начало нового года долго было связано и значительно позже: так, уже в Средние века у европейских народов долго сохранялись языческие традиции и народы кельтского происхождения встречали Новый год осенью, по окончании лета, а англичане вплоть до конца XVI столетия прощались со старым годом лишь в марте. А ведь к тому времени уже полторы тысячи лет существовала традиция смены одного года другим 1 января. Обычай этот, как и многие другие обычаи, начинания, порядки и нововведения, действующие до сих пор, на совести древних римлян. Вернее, на совести самого знаменитого римлянина, Гая Юлия Цезаря, который в середине первого века до нашей эры провёл реформу календаря и начал вести отсчёт нового года с 1 января – прежде римляне, как и многие другие народы, отмечали Новый год в марте, с началом весны, бурно празднуя и даря друг другу подарки.
Новый год и Россия – вместе веселей
Не были исключением и жители Руси – даже после принятия христианства, вплоть до XIV века, Новый год встречали 22 марта, в день весеннего равноденствия. Именно от той поры в нашей культуры остался праздник Масленицы: по сути, в те времена Масленица и была аналогом нынешнего Нового года, когда после проводов зимы, то есть старого года, встречали весну, то есть новую жизнь, новый год. Народные поверья не слишком претерпели изменения даже в условиях христианства, и лишь в 1348 году на соборе православной церкви было решено, что на Руси нужно отмечать Новый год по христианскому летосчислению, которое тогда традиционно относило время смены одного года другим на 1 сентября. Впрочем, официальный перенос даты не многое изменил в народных традициях: Масленицу продолжали праздновать в качестве Нового года и до 1492 года, когда великий князь Иван III официально утвердил постановление собора 1348 года как действующее для всех, а не только для духовенства, и до конца XVII столетия.
Рубеж XVII-XVIII веков в России, как известно, ознаменовался коренными переменами во многих сферах жизнедеятельности, в том числе и в вопросе о праздновании Нового года. «Спасибо» нужно сказать, конечно, царю-реформатору Петру I. Именно он, под впечатлением от своей поездки по Европе вознамерился перевести своё государство на европейский, григорианский календарь (Русская православная церковь пользовалась и продолжает пользоваться юлианским календарём). Полностью поменять календарь царь не решился, а вот летоисчисление поменять, считая количество лет не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, да Новый год праздновать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе, он сумел. Так что отсчёт истории Нового года как праздника в России ведётся с 1 января 1700 года, когда Пётр личным указом приказал народу веселиться, украшать дома и улицы и всячески (то бишь настоящим русским способом) праздновать. Что мы до сих пор с успехом ежегодно и делаем.
Александр Бабицкий