Женский журнал Женский клуб

Главная Дом и семья Дети Кризис первого года жизни: трудное начало
Кризис первого года жизни: трудное начало
16.10.2011 04:00

кризис первого годаПервый год в жизни ребенка критический, ведь именно на этот период приходится наибольшее количество освоения базисных навыков и получения представлений об этом мире, который является таким огромным, что без помощи родителей ребенок просто не справится с его изучением. Поэтому кризис первого года жизни представляет собой череду перетекающих из одного в другой кризисов, о которых нужно знать родителям.

Психофизиологическое обоснование кризиса первого года жизни

Если говорить глобально, то на первом году жизни в ребенке борется мысль о безнадежности с основополагающей верой в хорошее. И кем будет ребёнок - сангвиником или флегматиком, меланхоликом или холериком - во многом зависит именно от этого периода жизни, от взаимодействия ребёнка и родителей, от того, какая из глобальных идей победит: будет ребёнок воспринимать мир доброжелательно или враждебно.

 

На бытовом уровне все гораздо проще: в первые полгода ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Начинают появляться различные стереотипы поведения, например, так называемый «комплекс оживления» при виде матери или человека, ее заменяющего. Затем ребенок устанавливает связь между своим криком и действиями матери, достаточно быстро крик становится эмоционально окрашенным, выявляются интонации, сигнализирующие о том, что необходимо ребенку в данный момент. Мать может не сразу различать их, что у ребенка вызывает первые признаки раздражения в виде длительного плача. Затем ребенок усваивает хватательные движения и расширяет круг своих желаний. А вторая половина первого года жизни знаменуется самостоятельным передвижением по комнате с увеличением возможности изучения окружающих предметов. В это время ребенок четко понимает интонации матери, чутко улавливая ее настроение и опасения.

Проявления кризиса первого года жизни

Кризис первого года жизни проявляется в наличии диссонанса между желаниями ребенка и их выполнением матерью. Ребенок не может ждать! То, что ему нужно - нужно именно сейчас, поэтому любое промедление со стороны матери со сменой подгузника, приготовлением смеси для кормления и любое другое - вызывают реакции гнева и сопровождаются громким плачем. После шести месяцев, когда ребенок начинает ползать, он сталкивается с массой запретов, природу которых осмыслить еще не может и воспринимает как проявление враждебности и непонимания.

Именно в этом возрасте ребенок сам начинает ощущать себя отдельным человеком и проявлять самостоятельность. Сталкиваясь с непониманием окружающих, особенно матери, он глубоко переживает, но внешне это может проявляться по-разному - от агрессии до плаксивости, от бурного настаивания на своем до тихого подчинения. Причем последний вариант, самый неблагоприятный, так как, не имея возможности получить желаемое, он начинает переживать эмоционально, что, в свою очередь может выразиться в нарушениях сердечного ритма, частых заболеваниях, нарушением режимов сна и бодрствования, отказом от еды, плаксивостью.

Как помочь ребенку преодолеть кризис первого года жизни

Кризис первого года обычно не замечают родители, которые долго ждали появления ребенка, либо, если он уже не первый. Они просто радуются всем достижениям ребенка и не мешают ему исследовать мир.

Общие рекомендации могут быть следующими:

Светлана Шимкович