Говорят, в Ульзаре, что расположен за рекой Скей, запрещено убивать кошек, и я не нахожу это странным, глядя на своего кота, который, мурлыча, греется у очага. Ведь кошки - существа таинственные и знают многое из того, что людям знать не дано. Кошка - это душа древнего Египта, хранительница забытых преданий городов Мероэ и Офира. Она - родственница повелителей джунглей, наследница тайн древней, зловещей Африки. Сфинкс - ее двоюродный брат, но она древнее Сфинкса и помнит то, что тот уже наполовину забыл.
Пожалуй, с самого момента приручения кошки человечество разделилось на две половины: тех, кто кошек любит и тех, кто не понимает, за что их можно любить. Изысканно грациозные и нарочито неуклюжие, нежные и равнодушные, ленивые и хищные, неприрученные и во всем зависимые от человека, бесстрашные и трусливые - кошки испокон веков вызывали недоумение, восхищение и страх. Люди не понимают кошек - но некоторые их за это боготворят, а другие - ненавидят. И так было всегда.
Кошки в Древнем Египте
Кошки известны людям с древнейших времен. Первобытные люди знали их, скорее, с гастрономической точки зрения: древнейшие Homo sapiens охотились на древнейших кошачьих ради мяса и шкурки. Однако с развитием земледелия человек стал делать все более значительные запасы зерна, и ему понадобился помощник, чтобы оберегать хранилища от мышей и других мелких грызунов. Скелет первой предположительно прирученной дикой кошки был обнаружен при раскопках на месте Иерихона, в слоях VII тысячелетия до нашей эры. В Древнем Египт кошки были приручены около 5 тысяч лет назад. Во всяком случае, к 2300 г. до н.э. относятся первые египетские иероглифы, означающие "кот" и "кошка". Со временем эти животные стали необыкновенно важны для аграрной экономики Египта. Вполне естественно поэтому, что кошки были взяты под защиту закона, и постепенно наказания за убийство кошек ужесточались. Если первоначально убийце кошки отрубали кисть или руку, то впоследствии преступление каралось смертью. Впрочем, к этому времени кошка была объявлена священным животным, а ее убийца считался еретиком и ниспровергателем основ.
Египтяне первые додумались называть своих домашних любимцев. Первое дошедшее до нас имя кошки - Неджем (что означает милая или приятная). Его обладательница жила в эпоху царствования египетского фараона Тутмоса III, в XIV веке до нашей эры.
Однако кошки существовали не столько среди людей, сколько среди небожителей. Сам великий бог солнца Ра показывался в образе огненно-рыжего кота (за что его называли Великим котом). В гробнице XIV века до н.э. обнаружена фреска с изображением рыжего кота, который побеждает змея Апопа, повелителя темных сил. Одной лапой кот придавливает голову змея тьмы, а в другой держит нож.
Главной же "представительницей" кошек в египетском пантеоне стала богиня Бастет, которую изображали сначала со львиной, а потом и с кошачьей головой. Ее культ впервые утвердился около 1800 года до н.э. в городе Бубастис в восточной части дельты Нила. Приблизительно в 950 году до н.э. один из фараонов перенес туда свою столицу, и тогда поклонение богине-кошке распространилось по всему Египту.
Греческий историк и географ Геродот побывал в Египте в 450 г. до н.э. и с некоторым недоумением описывал поклонение неизвестному животному (на его родине в это время для защиты от грызунов использовали ласок и ужей). Согласно Геродоту, в храме Бастет жили тысячи кошек, за которыми смотрел один из самых уважаемых жрецов. За неподобающее обращение с кошками его сурово наказывали. Семь раз в году сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на поминовение священной кошки, а в начале каждого года тысячи египтян приплывали к храму, чтобы почтить богиню.
Если начинался пожар, кошку выносили из дома раньше, чем детей и имущество, а когда она умирала, безутешные хозяева выщипывали себе брови в знак горя. Впрочем, такая привязанность к маленьким хищникам оправдывалась и с финансовой точки зрения: кошка с удовольствием размножалась в неволе и стоила недешево.
Были у египтян и охотничьи кошки, дрессированные для охоты на мелкую пернатую дичь. На фреске одной гробницы изображен охотник в засаде с кошкой, а так же момент ее нападения на птицу.
Египтяне запрещали вывозить кошек за пределы страны, а тех, кого вывезли контрабандой, старались выкупить и забрать обратно. Кошки стали для Египта символом богатства и процветания. Но однажды египтяне дорого заплатили за поклонение кошкам. В 525 году до н.э. из-за своей страсти к маленьким хищникам египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Узнав о почитании кошек противниками, хитрый персидский царь Камбис велел привязать кошек к щитам. Когда персы пошли в атаку египтяне пришли в ужас и сдались, предпочтя поражение убийству священных животных.
Кошки были окружены почитанием при жизни, им поклонялись и после смерти. Мумии кошек бальзамировали и хоронили на специальном кладбище в серебряном или бронзовом гробике, куда клали еду и даже мумии мышек. На кошачьем кладбище было найдено около 400 тысяч таких мумий, причем уши, хвосты и лапы многих из них были украшены драгоценностями. Также исследования мумий показали, что кошки были уже одомашнены и подверглись селекции: скелет, зубы, пигментация кожи разительно отличали их от диких сестер.
Кошки на Востоке
В Китае мурки объявились значительно позже, чем в Египте. Есть мнение, что они и попали к китайцам из Египта или из Вавилона к VI веку до н.э. Однако есть косвенные свидетельства, что кошки существовали в Китае и раньше и были приручены китайцами самостоятельно. Именно VI веком датируется первое упоминание кошки в древнекитайской литературе: знаменитая книга Од рассказывает о священной кошке Мао, которая защищала рисовые поля Китая от мышей. Китайцы использовали кошек и в качестве часов: в первой половине дня зрачки кошек формой и размером напоминали финиковую косточку, а в полдень они превращались в чуть заметную щелочку.
Китайцы тоже боготворили кошек: маленькие хищники спасали людей не только от голода , но и от чумы, уничтожая крыс. В честь кошек устраивали празднества и театрализованные обряды. Однако в китайском астрологическом календаре кошки нет. Как всегда, кошка пострадала из-за своего независимого характера. Когда Будда собрался восходить в нирвану, он пригласил всех животных на церемонию. Явились все, кроме кошки, которая по разным версиям либо спала, либо охотилась. За непочтение она и была наказана.
Однако в коммунистические времена кошкам пришлось несладко. Великий Мао их невзлюбил. Он приказал их истребить, и кошек в Китае практически не осталосьКак и во времена Древнего Египта, сейчас в Китае процветает контрабанда кошек, которая считается очень прибыльным делом.
А между тем когда-то именно из Китая кошки проникли в Японию. Императору Японии подарили пару котят, и эта пара дала потомство на 19 день 9 месяца 999 года, что сочли хорошим предзнаменованием. Император холил и лелеял своих кошек, для них содержали специальный штат слуг и даже кормилицу. Простым людям кошки были не по карману. Они считались привилегией знати и стоили очень дорого.
Однако прошло время, и кошки из лучших друзей превратились в злейших врагов. Главное зло заключалось в кошачьих хвостах, которые признали подобием змей. Кошки стали считаться злыми духами, даже вампирами. Но японцы не желали расставаться с полюбившимися животными и с очаровательным простодушием нашли удовлетворяющее всех решение. Демонов изгоняли из кошачьих тел путем усекновения хвоста. О том, как это выглядело, мы можем судить по японским рисункам того времени, изображавшим людей в окружении законопослушных бесхвостых кошек. К счастью, в 1602 году кошки были полностью реабилитированы особым императорским указом.
Японцы простили кошек всей душой. Теперь они считаются добрыми духами, и их статуэтки ставят у ворот, чтобы они оберегали дом. Сегодня один из самых любимых персонажей японских детей - котик Манекинеко, помахивающий лапкой.А вот в Бирме и Таиланде к кошкам всегда относились с почитанием. Они считались сокровищами сиамских королей. Хвосты королевских кошек здесь особенно ценились. По легенде, одна из сиамских принцесс была неразлучна со своими кошками и имела привычку нанизывать свои кольца им на хвосты, когда шла купаться. А чтобы драгоценности не терялись, принцесса завязывала кошачьи хвосты в узелки. Именно из-за этого у королевских сиамцев узловатые хвосты и дурной характер.
Но с особенной нежностью относятся к кошкам мусульмане. Согласно свидетельству греческого историка Плиния, еще задолго до зарождения мусульманства арабы обожали золотистых кошек (вероятно, он имел в виду прародительниц абиссинской породы). Однако в мусульманский период любовь к кошкам в Аравии расцвела пышным цветом. Великий пророк Магомет был убежденным кошатником и завещал своим последователям холить и лелеять маленьких хищников. Согласно рекомендациям пророка, любой правоверный мусульманин обязан кормить хотя бы одного бездомного кота. Пророк оказал кошкам вечное благодеяние, научив всегда приземляться на все четыре лапы. Но даже этого Магомету было мало. Он гарантировал кошкам постоянное местечко в раю и вошел в арабские предания как "отец кошек". Красноречивым примером расположения Магомета к кошкам служит следующая легенда. Любимица пророка, кошка Миецца, уснула на рукаве его халата. Магомет торопился совершить молитву, но не решился тревожить кошку. Разрываясь между священным долгом и страстью к питомице, Магомет был вынужден отрезать рукав халата, чтобы успеть к молитве.