Женский журнал Женский клуб

Главная Дом и семья В мире женщин Кошки? Кошки... Кошки! Часть 1 - Кошки в Европе
Кошки? Кошки... Кошки! Часть 1 - Кошки в Европе
19.07.2005 22:20

Кошки в Европе

История кошек в Европе начиналась вполне благополучно. Истребители мышей, кошки и в античные времена, и в раннем средневековье пользовались всеобщей любовью.

 

Римляне ценили кошек за их независимость. Кошка была спутницей и непременным атрибутом богини свободы Либертас. Также римляне считали кошку добрым гением семейного уюта, ее дух вызывали на свадьбах и похоронах ,ей приносили жертвы невесты. При этом в Риме, как и в Греции кошки оставались дорогими игрушками, их дарили гетерам и изображали на безделушках. Впрочем, более практичные римляне быстро поняли, какую пользу кошки могут принести сельскому хозяйству. Римские власти вели с населением разъяснительную работу, рекомендуя использовать кошек вместо технически устаревших ручных хорьков. Так в 350 году римский правитель Паладий предписал использовать кошек для защиты от мышей виноградников и артишоковых полей. Впрочем, уже к VI веку кошки распространились на всей территории Римской империи, а немного позже, вместе с войсками завоевателей, проникли и в Северную Европу. О том, насколько сильно ценились кошки в Европе, говорят многие факты. Как и египтяне, древние германцы наделяли кошку волшебными способностями и делали ее атрибутом богов. На повозке, запряженной двумя кошками, ездила богиня любви и красоты Фрейя, а белые кошки, по поверью, обладали особенным магическим даром.

Хотя наказания за убийство кошки были не такими строгими, как в Египте, жестокость к маленьким хищникам могла вылиться в кругленькую сумму. Убитую кошку вешали за хвост, а убийца должен был так засыпать кошку пшеницей, чтобы она вся была покрыта зернами. Пшеница шла хозяину убитого животного в качестве компенсации за причиненный вред. Новорожденный котенок стоил пенни - почти как ягненок, а за взрослую кошку пришлось бы заплатить в четыре раза дороже. Кошки были еще сравнительно редки, ведь происходили они из теплых стран и не успели еще привыкнуть к суровым европейским зимам. Распространению кошек в Европе способствовал папа Григорий I. По легенде, он был большим любителем кошек, постоянно носил с собой в рукаве рясы котенка и позволил кошкам жить при монастырях. С монахами кошки расселились по всей Европе.

В 936 году принц фон Судвалес издал первый закон о защите кошек, который содержал и требования к физическому облику кошек: первостатейная киска должна была обладать: "ясными глазами, отличным слухом, безупречными зубами, острыми как нож когтями и прямым хвостом". Однако высочайшее покровительство кошек не спасло: для них наступали тяжелые времена. Уничтожение кошек стало для христианской церкви одним из проявлений борьбы с язычеством. Выяснилось, что кошки упоминаются в Библии всего один раз (ыто было совсем неудивительно, ведь иудеи ненавидели кошек и запрещали детям к ним прикасаться). Но знатоки Библии стали считать кошек дьявольскими созданиями. Средневековые изуверы объявили, что для совершения своих черных дел ведьмы превращаются в кошек, и отныне никто не мог быть уверен, что у него дома живет невинный истребитель мышей, а не страшная злая колдунья в обличие животного. Кошкам припомнили все - и старые связи с язычеством, и ночной образ жизни, и вопиющую сексуальность, - и во всем находили новые доказательства их дьявольского происхождения. Несчастные животные стали такими же жертвами инквизиции, как ведьмы.

Как и ведьм, кошек пытали в застенках, а когда безгласные существа не признавались в злокозненном колдовстве, с чистой совестью сжигали их на кострах. Свидетельства этих массовых расправ над когда-то боготворимыми кошками до сих пор сохранил язык: немецкое слово "кэтцер" (еретик) происходит от "катце" (кошка). " Дыхание кошки, которое проходит сквозь ее кожу, - это чума, - гласили средневековые проповеди, - и если она пьет воду, и слезинка упадет из ее глаз, то источник будет отравлен: каждый, кто из него напьется, неизбежно умрет". Другая цитата: "Ведьмы часто превращаются в черных кошек, чтобы под покровом ночи творить темные дела и встречаться с бесом". Папа Иннокентий VIII характеризовал несчастных животных следующим образом: "Языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом".

Люди словно старались превзойти сами себя в жестокости, испытывая неслыханные пытки на невинных животных, прежде чем опробовать их друг на друге. В Голландии была установлена специальная "кошачья среда", день массового уничтожения кошек. Кошек бросали с церковных колоколен, сжигали на кострах, секли до смерти и топили в кипящей воде. Кошек убивали и сами ведьмы, чтобы приготовить из них свои колдовские снадобья: высушенная кошачья печенка помогала, по их мнению, от камней в мочевом пузыре, а смесь из кошачьей крови и ячменной муки - от кожного зуда. Животных замуровывали в стены, чтобы отпугнуть демонов, а многострадальные кошачьи хвосты зарывали под порогом, чтобы болезни и хвори обошли дом стороной.

Ненависть к кошкам стала утихать только вместе с падением влияния инквизиции. Век просвещения ни во что не ставил домыслы о бесовских свойствах кошки, романтизм поэтизировал ее независимость и свободолюбие. В XVII веке итальянские купцы привозят в Европу первых ангорских кошек и изысканные создания быстро становятся любимцами при французском дворе. В девятнадцатом веке в Европе появляются и другие экзотические для Европы породы: абиссинские и сиамские кошки. Состоятельные любители и любительницы кошек завозили растения с родины кошек, строили целые кошачьи городки, чтобы помочь своим любимцам привыкнуть к суровому европейскому климату. Постепенно кошки вернулись в дома европейцев и вернули себе их любовь.

Не обошлось в истории и без курьезов. Парижские любители повеселиться собирались в одном из уголков Монмартра, в кафе "Черный кот". Изрядно порезвившись допоздна, наутро, как и положено, маялись головной болью, и слово "кот" стало символом ночной парижской жизни. Когда моду на подобные гулянки переняли в Берлине, то старое немецкое название кота "катер" приобрело новый смысловой оттенок, став синонимом слова "похмелье".

Кошки на Руси

На Руси кошка не переживала таких взлетов и падений, но всегда неизменно пользовалась любовью и крестьян, и горожан. Считается, что первых кошек на территорию Восточной Европы завезли купцы еще в V-VIII веках, а на Руси кошка появилась не раньше XII-XIII века и долгое время была редкостью. Но уже в четырнадцатом веке кошки распространились повсеместно и заслужили всеобщую любовь. За убийство маленького хищника полагалось выплатить штраф. Церковный судебник "Правосудие митрополичье", действовавший на Руси в XIV веке, указывал, что за похищение кошки полагалось отдать 3 гривны, в то время как за жеребца одну. За собаку, впрочем, тоже 3 гривны. Там же сказано: "А кто собаку убьет, ли кошку - вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку вместо кошки".

Кошки попали и в фольклор - мы с детства слышали сказки про Кота Котофеича и Кота Баюна, в сказке о Воле Воловиче герой встречается с Котищем- вытаращи-глазища, которое грозится его съесть, а знаменитый пушкинский ученый кот - лишь одна из ипостасей Кота-Баюна, который сидит на столбе, сказывает сказки, побивает весь люд и напускает сон, неотличимый от смерти.Кошки на Руси были популярны у всех слоев населения. Крестьяне любили их за труд, для купцов кошка была символом патриархальности и зажиточности, да и дворян мыши допекали не меньше, чем всех остальных. В восемнадцатом веке в Зимнем дворце содержалось триста кошек "для перевода мышей". Кошки распространены и в современных музеях. Даже пестициды и мышеловки не способны справиться с мышами лучше маленьких хвостатых хищников.

Суеверия

Ночной образ жизни кошки, невероятная способность бесследно исчезать и появляться, бесшумно ступая мягкими лапами, огромные глаза и независимый характер с давних пор вызывали в людях удивление и страх. Народное суеверие приписывает кошке способность общаться с миром духов, где она черпает потусторонние способности и знания. Вряд ли найдется еще такое животное, которое бы стало источником такой ненависти и любви, и которое породило бы такое количество суеверий во всех уголках мира.

У славян есть немалое количество поговорок и примет, связанных с кошками: трехцветная кошка, по мнению славянских крестьян, приносит счастье тому дому, где живет; семицветный кот является еще более верным залогом благополучия, а вот черный кот - верный признак грядущего несчастья. На чих кошки нужно сказать ей: " Будь здорова!" - зубы болеть не будут. Умываясь, кошка "называет" гостей, а если она вытягивает лапки к очагу - придет незнакомец. Кошка способна и предсказывать погоду, например, она прячет нос к морозу. Вообще следует заметить, что славянские и древнерусские бытовые приметы были очень терпимы к кошкам, наши предки не старались найти в маленьких хищниках демонические черты, а наблюдали за загадочным поведением зверюшек и старались найти в нем связь со своей жизнью. Только один раз в году кошка становится опасной - 2 августа, на Ильин день. В этот день в кошку прячется нечисть.

Китайцы верили в способность кошки рассевать злых духов. Есть у них и другое поверье, связанное с кошками: только что засеянное поле надо обойти с кошкой на руках, а потом окунуть ее в воду. Тогда и посевы взойдут, и урожай будет хорошим.

Многие народы считают, что в новый дом надо первой пустить кошку - тогда вам в нем всегда будет способствовать благополучие и любовь. В Тайланде же бытует другое суеверие: чтобы брак был счастливым и плодовитым, в первую брачную ночь в спальню запускают кота, и котище должен быть большим, матерым и усатым.

Испокон веков считалось, что черные кошки наделены особыми магическими способностями. Но многие народы видят в черных кошках вестников удачи. В Англии таких кошек моряки брали с собой на корабль, чтобы вернуться из плавания живыми и невредимыми. В Америке черный кот тоже предвещает удачу. Американцы верят, что если приютить бродячего черного кота, он обязательно принесет вам счастье.

Им поклонялись и их ненавидели. Древние демоны и божества, сейчас они вполне обжились в вашей квартире и сделали вашу жизнь интересной и непредсказуемой, быстро заставляя забыть о своем божественном происхождении и долгой трагической истории. Я не сомневаюсь, что тысячу раз вы обреченно следили за передвижениями своего любимца по квартире, задаваясь вопросом: зачем вам это нужно? Вы грозились отлучить проклятую тварь от дома, подсчитывая ущерб от изодранных занавесок, разбитой посуды и испорченной мебели. Вам приходится убираться через день, чтобы избавиться от ворохов опавшей шерсти по углам. Вашу квартиру продувают все ветры мира, потому что ваша киска обожает дышать свежим воздухом и ненавидит закрытые двери. Вы не высыпаетесь, потому что кошки пик активности наступает в четыре часа утра. Киска страстно интересуется содержимым всех шкафов (за две минуты до прихода гостей обнаруживается, что она устроила лежбище на вашем любимом выходном платье), коробок (немедленно укладываясь в любую открытую, причем вытряхнуть ее оттуда никакой возможности нет) и стояков (рискуя провалиться в такие недра канализации, откуда ее придется извлекать при помощи службы спасения). Она прогрызает все полиэтиленовые пакеты, пробует на вкус съедобное содержимое и разбрасывает вокруг несъедобное. Она запрыгивает на форточку и в любой момент может совершить с четырнадцатого этажа затяжной прыжок без парашюта. Она умеет залезать на все шкафы в доме, и, когда она оттуда слезает, выясняется, что там было очень пыльно. Она совершенно невыносимая, прожорливая, дикая тварь, которая не поддается ни приручению, ни воспитанию. Но вы никогда и ни за что на свете от нее не избавитесь.

Потому что в кошке есть тайна. В ней есть то, что вы не можете и никогда не сможете понять. Ее любовь к вам - не рабский ответ на подачку, а свободное чувство независимого существа. И что там ни говори, ее любовь к вам значит, что вас одарила благосклонностью древняя богиня радости, здоровья и красоты.

Дарья Неделина