Вы не должны стремиться стать идеальной женой и матерью, не должны ломать голову над тем, как установить идеальный жизненный ритм без сбоев и перерывов. Нет, ваша цель – по возможности сгладить острые углы и создать системы организации времени и быта, которые помогут вам управлять хаосом, также известным как ваша жизнь, и научиться плыть по течению, когда вы не можете ничего сделать.
Немного юмора, чуть-чуть нововведений, капелька творчества и умение вовремя отказываться от бесполезной борьбы и плыть по течению – вот что сделает вас счастливой и умиротворенной работающей мамой. Не ставьте перед собой невыполнимые задачи – и не будете переживать из-за того, что вы «плохая мать». Будьте реалисткой – и ваша жизнь наладится сама собой.
Как организовать «переходное время»
Пожалуй, труднее всего работающей маме приходится в так называемое «переходное время»: утром, когда ребенка нужно собирать в детский сад или школу, во второй половине дня, когда его нужно забрать, и вечером, когда ребенка нужно уложить спать. Таким образом, переходное время – это период подготовки к смене обстановки (например, дом – школа (садик) – дом). Как можно помочь ребенку (и себе) безболезненно пережить эти переходы в течение дня?
Рутина и заведенный порядок их успокаивают. Если вы расскажете ребенку, чем он будет заниматься на протяжении дня, в подробностях объясните ему план действий, вы избавите его от неуверенности и вызванного ею плохого поведения (истерик и капризов у маленьких детей, невнимания и непослушания у детей старшего возраста), которое часто наблюдается именно в переходные периоды.
Один из самых эффективных способов помочь ребенку представить, что вы от него хотите, – визуализация. Изобразите распорядок дня в виде игровой схемы, с указанием всех действий, которые ожидаются от ребенка – подъем, утренняя гигиена, сборы в школу или садик, игры со сверстниками, обед, дневной сон и так далее. Маленькие дети не воспринимают время, поэтому их не интересует, когда именно произойдет то или иное событие. Для них важна последовательность событий, поэтому графическое изображение распорядка дня будет более понятным. Например, для малыша 2-5 лет можно сделать коллаж с фотографиями, изображающими ключевые понятия его распорядка дня: солнце, аппетитный завтрак, зубную щетку, обувь, машину, садик (или детей), игрушки, бутерброд , детскую кровать. Не забудьте дополнить коллаж вашей семейной фотографией, на которой вы с ребенком. Такая игровая схема может быть подробной или максимальной простой, ведь дело не в количестве рисунков или фотографий, а в самом принципе. Именно идея, а не ее воплощение, захватывает внимание ребенка, благодаря чему распорядок дня работает.
Составление режима дня ребенка, подробное планирование с учетом всего, что может пойти не плану, существенно упросит вашу жизнь, поможет уменьшить стресс и свести к минимуму капризы малыша в переходное время. Вот несколько советов как наилучшим образом организовать переходное время:
У каждой вещи должно быть свое место
Если у каждой вещи ребенка - у его одежды, игрушек, книг и тетрадей - есть отведенное место, вы точно знаете, где ее найти, и в утренней спешке не тратите время на ее поиски.
Пользуйтесь планшетом
На видном месте - в коридоре у зеркала или на кухне - повесьте импровизированную доску объявлений. На ней можно оставлять записки, счета, которые необходимо оплатить, и распорядок дня. Это отличное напоминание о том, что нужно сделать, и когда именно.
Устройте «сборный пункт» в коридоре рядом с входной дверью
Приучите ребенка с вечера собирать все необходимое на следующий день и оставлять собранный рюкзак у входной двери. Это избавит его и вас от суматошных утренних сборов, в которых что-нибудь обязательно забудется.
Приготовьте одежду, которую собираетесь надеть завтра
Приготовьте чистую одежду для ребенка и повесьте ее на спинку его кровати. Сделайте то же самое и для себя. Утром вам не придется тратить время, энергию и нервы на поиски одежды.
Используйте четкие словесные ограничения, чтобы поторопить ребенка
Такие фразы, как «У тебя есть три минуты, чтобы доесть завтрак» или «Через пять минут мы выходим» помогает ребенку подготовиться к следующему этапу распорядка дня.
Громко пойте
Придумывайте песни для сопровождения разных занятий – это помогает заинтересовать детей. Кто хочет наводить порядок? Никто – пока вы не запоете какую-нибудь веселую песню про уборку, вставив в слова имена всех присутствующих детей. Эта тактика работает с и детьми старшего возраста – они будут готовы сделать все, что вы хотите, только чтобы вы перестали петь.
Не растягивайте прощание надолго
Достаточно поцеловать малыша и сказать ему, когда вы снова увидитесь. Не стоит растягивать прощание на пятнадцать минут, как будто вы расстаетесь не на несколько часов, а на целую вечность. Такие прощания почти всегда заканчиваются слезами, и сердобольная мама возвращается, чем только усложняет ситуацию. Не стоит также еще полчаса маячить за оградой, тайком наблюдая, все ли в порядке с малышом. Вы не можете постоянно присутствовать в его жизни и оградить его от всех проблем и неприятностей. Смиритесь с этим. К тому же, чрезмерная опека уместна, когда ребенок впервые попал на новое место, перешел в новый садик или школу, но если он ходит туда уже два года, а вы все еще не можете успокоиться, это значит, что вам нужно немного ослабить контроль. К тому же, это демонстрирует ваше недоверие к воспитателю, сомнение в его профессиональных качествах (а ведь вы сами выбрали этот садик или школу). Поэтому просто поцелуйте ребенка, обнимите его, улыбнитесь и скажите «Скоро увидимся».
Как организовать быт
Любой хозяйке необходим список контактов, который всегда должен быть под рукой. Итак, вооружитесь ручкой и начните составлять список: телефоны аварийных служб (электричество, отопление, водопровод, газ, телефон), телефоны справочных служб, телефон сантехника, электрика, механика, специалиста по ремонту компьютеров и интернет-провайдера, телефон пожарных, скорой помощи, милиции и службы спасения. Также включите в список контактов номера телефонов всех домашних, как рабочие, так и мобильные. В некоторых ситуациях минуты решают все. Список контактов рекомендуется поместить в файл или заламинировать и прикрепить на видном месте. Теперь вам больше не придется в панике перерывать содержимое ящиков письменного стола.
Избежать путаницы в быту также помогает общий семейный распорядок дня, в котором указаны планы каждого члена семьи. Купите большой перекидной календарь и цветными маркерами (желательно такими, что стираются) обозначьте в нем планы всех домочадцев, присвоив каждому его собственный цвет. Например, синий – цвет папы, зеленый – цвет мамы, оранжевый – цвет ребенка. Еще один цвет должен быть общим – используйте его, чтобы обозначить дела, которыми все члены семьи занимаются вместе. Это очень важно, так как дети часто чувствуют себя исключенными из жизни взрослых. Обязательно планируйте хотя бы раз в неделю проводить время вместе - ходить в парк, в кино, в пиццерию. Это поможет вам сохранить близкие отношения с вашими домашними, несмотря на напряженный ритм жизни.