Организовать и контролировать собственную жизнь – задача непростая, а если добавить к этому организацию распорядка дня мужа и детей... Да даже электронный органайзер не выдержит такой нагрузки. Эффективный способ проследить, кто чем занят в определенное время – использование импровизированного планшета или доску, на которой можно писать маркером. Рекомендуем прикрепить ее на холодильник, где ее могут видеть все члены семьи, и даже ваш муж, обращающий мало внимания на внешние раздражители. Доски, на которых можно писать маркерами, особенно удобны, потому что на них можно оставлять сообщения, напоминания и другую важную информацию, и без проблем ее стирать. И в отличие от бумажных наклеек, такая доска не потеряется и не останется незамеченной.
Планшеты для дома
Планшеты (речь идет не о компьютерном гаджете, а о деревянной или картонной доске размером примерно 70 на 30 сантиметров) – незаменимая вещь для каждой семьи, в которой родители работают, ведь планшеты многофункциональны. Вы можете прикреплять на планшете календари с отмеченными важными датами, сообщения из школы, напоминания, и распечатку номеров экстренных служб.
На некоторых сайтах можно бесплатно загрузить и распечатать незаполненный календарь и шаблоны списка телефонов. Еще для экономии времени можно вешать ключи на крючок у двери или оставлять их высокой полочке (туда же можно класть и украшения, которые вы надеваете каждый день – серьги, браслеты, кольца – чтобы они не попались на глаза маленькому ребенку и он не сунул их в рот) у входной двери. На такую полочку можно складывать и купоны на скидки, вырезанные из журналов или рекламных проспектов.
Электронный календарь
Если вам не нравится, как неаккуратно выглядит планшет с прикрепленными бумагами или фотографиями, и вам кажется, что он не вписывается в интерьер кухни, повесьте его в другой комнате, например, в коридоре. Для согласования распорядка дня всех членов семьи пригодится компьютерный календарь. Если в вашей семье есть подростки или люди, разбирающиеся в современных технологиях, попросите их помочь вам настроить интерактивный органайзер – программу синхронизации нескольких графиков и событий.
Запишите в электронном календаре запланированные важные мероприятия и события, праздники и школьные утренники, график работы детского сада или няни, встречи после работы и другие важные дела (например, посещение салона красоты или поход по магазинам). Рекомендуем распечатать заполненный календарь на ближайшие два месяца и прикрепить его к плану на текущий месяц. Как уже говорилось раньше, обозначайте дела каждого члена семьи определенным цветом, чтобы избежать путаницы и сразу видеть, кто что должен сделать. Если вы используете компьютерные календарь, можете изменить цвет шрифта или даже при необходимости выделить особо важные даты жирным шрифтом или курсивом. Закончив заполнять календарь, сделайте несколько копий, одну из которых прикрепите на планшете (или доске объявлений) для всеобщего обозрения, по одной раздайте всем членам семьи, еще по одной оставьте на работе и в машине.
Выбирая, каким календарем пользоваться – электронным или бумажным – подумайте, что больше подходит вам по характеру. Не обманывайте себя, что будете делать то, чего обычно не делаете. Если вы много времени проводите за компьютером, вам подойдет электронный органайзер с незаполненным календарем. Если вы редко имеете дело с компьютером, воспользуйтесь бумажным органайзером и доской с маркерами. Словом, выбирайте наиболее удобный для вас вариант. Главное, чтобы выбранная вами система работала, и вы могли более-менее точно сказать, где находятся ваши домашние и чем они заняты.
Форс-мажор: незапланированные дела
Прежде чем соглашаться на незапланированные мероприятия или начинать какие-либо дела вне плана, касающиеся всей семьи, обязательно сообщите домашним о своих намерениях. Это касается всех членов семьи. Если кто-то из близких хочет предложить вам поучаствовать в незапланированном мероприятии, а у вас нет распорядка дня под рукой, скажите, что перезвоните, но не соглашайтесь сразу: на это время у вас может быть запланирована другая встреча, которую в этом случае придется переносить.
Дети и организованность
Детей старшего возраста и подростков нужно приучать к организованности. Выделите им небольшое личное рабочее пространство. Это может быть угол стола на кухне или маленький стол рядом с вашим в кабинете – словом, место, отведенное исключительно для работы, например, выполнения домашних заданий. Это позволит вам устранить множество проблем, связанных с нежеланием ребенка готовиться к урокам. Безусловно, лучше всего купить ребенку собственный письменный стол с необходимыми канцелярскими принадлежностями, компьютером или ноутбуком. Вы удивитесь, как быстро дети освоят и обживут это рабочее пространство.
Домашние задания
Установите время для выполнения домашнего задания, например, с пяти до семи вечера, - это тоже помогает организовать детей, так как они знают, что всем остальным временем могут распоряжаться по своему усмотрению. Одним детям нужен перерыв, чтобы восстановиться после школы, поэтому выполнение домашнего задания следует отложить до вечера, в то время как другим проще подготовить уроки сразу после школы, чтобы потом к этому не возвращаться. Определите, какой вариант подходит вашему ребенку, и составьте удобный для него распорядок дня, которому он будет следовать без споров и пререканий.
Классификация бумаг
Сэкономить время и лучше организовать дела помогает классификация бумаг. Для каждого ребенка заведите папки для входящих и исходящих документов, чтобы важные сообщения из школы и детского сада не потерялись в бездонных рюкзаках и сумках . Такие папки – просто незаменимая вещь для детей школьного возраста, особенно для работающих мам, которым некогда рыться в бумагах в поисках табелей и других документов, которые нужно подписать и вернуть в школу. Выберите разноцветные папки для каждого ребенка (желательно, чтобы цвет папки ребенка и его цвет в календаре совпадали) и храните их в удобном и доступном месте. Не перекладывать папки с места на место, и приучите детей, приходя домой из школы или детского сада, в первую очередь выкладывать важные бумаги из рюкзаков.
Место хранения
Также выберите постоянное место для хранения коробок для завтрака и рюкзаков – это избавит вас от суматошных поисков утром (у каждой вещи должно быть свое место, помните?). Вещи, которыми дети пользуются каждый день, лучше хранить в шкафах в коридоре или кладовке. Для обуви маленьких детей можно купить большую корзину или ящик и поставить его в коридоре рядом со шкафом. Если размеры шкафа позволяют, в нем также можно хранить детские рюкзаки, куртки, зимнюю одежду и обувь и коробки для завтрака. Головные уборы, варежки и перчатки можно хранить в ящике внизу шкафа или в сумке, повешенной на вешалку. Если в шкафу есть свободное место, можно прикрепить крючки внутри и вешать на них сумки. Только убедитесь, что они выдержат вес сумки или рюкзака (с книгами и тетрадями, а они довольно тяжелые!). И не забывайте, что детям старшего возраста может понадобиться место для хранения спортивного инвентаря или музыкальных инструментов.
Вы можете сделать сумку для книг, которые ребенок берет в школьной библиотеке, своими руками. Купите вместительную холщовую сумку и краску для ткани, и напишите на сумку имя ребенка. Попросите ребенка помочь вам украсить эту эксклюзивную модель и носить (и хранить) библиотечные книги только в ней. Так книги из школьной библиотеки не будут смешиваться с учебниками и книгами из вашей семейной библиотеки, и их не придется потом долго искать.
Вещи первой необходимости в поездке
Если вы много времени проводите в дороге, отвозите детей в школу и детский сад, в кружки и секции, а потом забираете домой, держите в багажнике вещи первой необходимости: смену одежды для каждого члена семьи, большое пляжное полотенце (на случай, если кого-то стошнит, кроме того, полотенце также можно использовать как одеяло), сухую еду (например, печенье) и бутылку минеральной воды, туалетную бумагу и рулон бумажных полотенец. Если у вас маленькие дети, всегда имейте про запас несколько упаковок подгузников, один – в машине, и еще парочку – в квартире.
Всякий раз, когда вы чувствуете раздражение из-за того, что вновь и вновь ищете одну и ту же вещь – расческу, сумку или библиотечную книгу – подумайте о том, что это признак того, что ваша жизнь плохо организована. Потратьте несколько минут, спросите себя: как я могу упросить и упорядочить свою жизнь? Какая система организации/вещи/привычки могут решить эту проблему? Решите, что именно вам нужно и приступайте к воплощению поставленной задачи. Улучшения будут заметны очень скоро. Не беритесь за организацию всего сразу – это слишком сложно. Помните: шаг за шагом. Начните с ситуаций, которые чаще всего доставляют вам проблемы, и попытайтесь их устранить в первую очередь. Решив первостепенные проблемы организации, вы поймете, что это организовывать свою жизнь – очень увлекательное занятие.