Вопрос, как улучшить память ребенку, особенно часто начинает волновать родителей с поступлением ребенка в школу, когда нужно запоминать большой объем информации. В детском саду воспитатели используют целый комплекс мероприятий, направленных на развитие у детей всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной и логической, поэтому дети, которые посещают детский сад, оказываются более подготовленными к школе, чем дети, предоставленные самим себе и испытывающие дефицит общения. К сожалению не все дети могут посещать это учреждение по разным причинам, поэтому родителям нужно заниматься с ребенком специальными упражнениями и уделять ему больше внимания.
Хотите развить память своему ребенку? Научитесь его выслушивать
На самом деле у детей плохая память бывает в каких-то исключительных, особых случаях, а чаще всего она просто невостребованная, неразвитая.
Когда родители выслушивают сбивчивые монологи своего ребенка, они тем самым поощряют его вспоминать, анализировать и сопоставлять самые яркие события дня, заставляя его как бы проживать их заново. Постепенно речь у ребенка будет более связная и с каждым разом он будет запоминать все больше подробностей, мелких деталей, тренируя тем самым память. Поэтому родителям, как бы заняты они не были, очень важно найти время для своего ребенка.
Важно, чтобы ребенок вспоминал детали, которые помогут ему восстановить цепочку событий – это цвет, размер, запах.
Взрослые должны внимательно и доброжелательно выслушивать ребенка и по ходу дела задавать как можно больше вопросов, направленных именно на детали.
Хорошо завести ритуал, например, перед сном читать малышу интересные и запоминающиеся сказки или учить небольшое стихотворение. Можно учить на иностранном языке одну фразу. Все это не замедлит сказаться на словарном запасе ребенка. В будущем у таких детей, как правило, не бывает проблем с памятью.
Магическое число десять или несколько упражнения для развития памяти
Если ребенок шести-семи лет может повторить половину названных слов из десяти – это считается высоким показателем кратковременной памяти. Нужно напомнить ребенку те слова, которые он не назвал, а через некоторое время попросить назвать их снова. Если было названо семь-восемь слов – то у ребенка хорошая долговременная память. Делая это нехитрое упражнение ежедневно, ребенок постепенно будет запоминать все больше слов, развивая кратковременную и долговременную память.
Тоже самое можно проделать с десятью картинками, дав их рассмотреть ребенку, а потом попросить назвать предметы, которые на них были изображены. Картинки, которые не были названы, нужно показать, а через какое-то время попросить их вспомнить опять.
Для тренировки памяти можно воспользоваться методом Цицерона, который заключается в мысленном расположении предметов, которые нужно запомнить. Назвав ребенку десять предметов, нужно научить его мысленно «расположить» их в хорошо знакомом помещении, например, огромный апельсин будет лежать на балконе, крохотный бегемот гулять по подоконнику. Чтобы вспомнить слова, достаточно будет вспомнить обстановку. Здесь нужно соблюдать один принцип – большие предметы нужно уменьшать, а маленькие – увеличивать.
А можно придумать из этих разрозненных слов, которые были названы или показаны на картинках, связный рассказ. Хорошо развивает воображение мнемотехнический прием, когда ребенок, меняя цвет или форму заданного предмета, мысленно превращает его в другой, и так десять раз. Например, первое слово мяч, из него вдруг стали расти иголки и он превратился в ежа, а потом иголки стали мягкими и превратились в перья. У ежа стала вытягиваться шея и лапы и он превратился в страуса. Если ребенок без труда справляется с заданиями, их количество нужно постепенно увеличивать.
Хорошие результаты дает регулярное выполнение задания типа найти десять отличий. Такие задания содержатся в многочисленных развивающих книгах. Все эти упражнения активизируют внимание и воображение и способствуют, таким образом, развитию разных видов памяти.