Одной из причин недостаточно стабильной успеваемости подростка в школе часто называют плохую память. Действительно, память подростка нередко бывает расстроена по разным причинам. Но так ли это страшно? Возможно, есть средство как улучшить память подростку, тем самым, подняв его успеваемость?
Вполне возможны ситуации, когда подросток с огромным трудом запоминает формулы, даты событий истории, правила грамматики или строчки стихотворений и в то же время прекрасно знает год и историю создания группы «Led Zeppelin», год выхода первого альбома и состав «The Doors» или имена всех игроков Манчестер Юнайтед, технические характеристики Ламборджини или помнит наизусть кодовую таблицу ASCII. Разве можно в этом случае сказать, что у подростка плохая память?
Что значит «плохая память»
Давно замечено, что после безуспешных попыток вспомнить тему, заканчивающиеся двойкой у классной доски, тема урока вдруг сама по себе всплывает в памяти школьника всего лишь после одного утешающего слова и ласкового взгляда симпатичной одноклассницы. «Я же это знаю! Просто у доски растерялся...»
Так, собственно говоря, существует ли вообще понятие «плохая память»? Конечно, если это не связано с дурной наследственностью, заболеванием или недостатком гормонов щитовидной железы...
Пожалуй, здесь уместно провести некоторую параллель с миром вычислительной техники, где тоже есть понятие «память». Итак, компьютер тоже обладает памятью, причем она бывает оперативной (кратковременной) и постоянной. При работе компьютера необходимые данные загружаются в оперативную память из памяти постоянной, которая физически бывает расположена на жестком диске, а потом уже с ними производятся различные операции.
Доступ к данным в оперативной памяти намного быстрее, чем к тем же данным, хранящимся на жестком диске или на внешних запоминающих устройствах, причем доступ к дискам зависит от их скорости и качества связей.
А что будет, если нарушится соединение жесткого диска со схемой компьютера? Ухудшится или совсем прервется доступ к данным на диске.
Точно так же бывает и с памятью подростка, в которой на самом деле хранится вся информация, обо всем, что с ним происходило в течение какого-то периода. Просто в силу каких-то причин данные с «жесткого диска» подростка не поступают в его «оперативную память» или затруднен их поиск. Как же укрепить «связь»?
Учение с увлечением: верный путь
Итак, подросток, не запоминающий формулы и правила, но на лету запоминающий имена игроков любимой футбольной команды, ни в коей мере не может обладать плохой памятью. Просто этому молодому человеку или юной леди свойственны эмоциональность, они, возможно, имеют лирический и даже романтический склад ума, поэтому сухие факты их подсознание просто отвергает.
И, напротив, известно множество случаев из жизни, когда троечники становились отличниками, когда «сухой» школьный предмет начинал преподавать другой учитель, ведущий урок эмоционально и очень интересно, используя интереснейшие факты из истории предмета и о выдающихся деятелях науки, да так, что бывший троечник по литературе становится блестящим филологом.
Эмоции - положительные и отрицательные
Усвоение урока «проблемными» подростками происходит значительно быстрее и прочнее, если новые сведения преподносятся так, что подросток видит, что учитель сам очень увлечен своим предметом, любит его и является знатоком и хорошим специалистом.
Поможет усвоению, а, следовательно, улучшению памяти, если учитель будет отмечать «маленькие победы» такого подростка и с удовлетворением и радостью обращать на это внимание других детей, а также его родителей.
Положительные эмоции, испытанные учеником, будут сильным мотивирующим фактором для успешной учебы. Напротив, отрицательные эмоции (ругает учитель, недовольны родители, смеются одноклассники) могут вызвать неуверенность в себе, замкнутость, нежелание учиться и плохое поведение.